В этой статье рассмотрим замену прокладки ГБЦ Опель Зафира.
Головка блока цилиндров двигателя 1,8 DOHC
Для замены прокладки рекомендуется разобрать головку блока цилиндров в сборе с распредвалами.
Последовательность выполнения
Комментарий. Для облегчения работы на Zafira необходимо снять вентиляционную решетку и верхнюю панель защиты двигателя (см. «Привод переднего стеклоочистителя Zafira — проверка и замена»).
2. Слить масло (см. «Система смазки — замена масла и масляного фильтра») и охлаждающую жидкость (см. «Охлаждающая жидкость — замена»),
3. Снимите впускной патрубок со шпилек головки блока и снимите его (см. «Впускной патрубок двигателя 1.8 DOHC — замена прокладки»).
4. Снимите заднюю крышку ремня ГРМ (см. «Сальники распределительных валов – замена»).
5. Отсоедините шланг системы охлаждения от термостата (см. «Термостат — проверка и замена»).
6. Снимаем выпускной коллектор с ГБЦ (см. "Выпускной коллектор - замена прокладок»).
7. Отсоедините блок жгута проводов клапана EGR (см. «Клапан рециркуляции отработавших газов — замена») и отложите жгут проводов в сторону.
8. Ключом TORX Е12 равномерно, на пол-оборота, откручиваем в указанном порядке десять болтов крепления головки блока цилиндров.
9. Снимите головку блока цилиндров.
10. Снимите прокладку головки блока цилиндров.
Рекомендация. При замене прокладки головки блока цилиндров настоятельно рекомендуется проверить головку блока цилиндров (см. «Головка блока цилиндров — Проверка»).
11. Очищаем контактную поверхность блока цилиндров и поршней от масляных отложений, металлической щеткой удаляем нагар с днища поршней.
12. Установите новую прокладку головки блока цилиндров, совместив отверстия с направляющими в головке блока цилиндров. Надпись OBEN/TOP должна быть направлена вверх.
13. Остальные детали устанавливаем в обратном порядке, затягиваем болты предписанным моментом (см. «Справочные данные») в указанном порядке.
Фонтан
Головка блока цилиндров двигателей 1,4 и 1,6 DOHC
Для замены прокладки рекомендуется разобрать головку блока цилиндров в сборе с распредвалами, впускной коллектор, ресивер и дроссельный узел.
Последовательность выполнения
Комментарий. Для облегчения работы на Zafira необходимо снять вентиляционную решетку и верхнюю панель защиты двигателя (см. «Привод переднего стеклоочистителя Zafira — проверка и замена»).
2. Слейте масло (см. «Система смазки — Замена масла и масляного фильтра») и охлаждающую жидкость (см. «Охлаждающая жидкость — Замена»).
5. Снимаем выпускной коллектор с ГБЦ (см. «Выпускной коллектор — замена прокладок»),
6. Отсоедините топливопровод от топливной рампы (см. «Форсунки – проверка и замена»).
7. Отсоедините колодки жгута проводов датчика температуры охлаждающей жидкости (см. «Датчик температуры охлаждающей жидкости — проверка и замена»), от клапана продувки адсорбера (см. «Клапан продувки адсорбера — проверка и замена»), от датчика положения распределительного вала (см. «Датчик положения распределительного вала — замена"), от датчиков концентрации кислорода (см. "Датчики концентрации кислорода - замена"), от датчика абсолютного давления во впускном коллекторе (см. "Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе двигателей 1.4 и 1.6 DOHC - замена"), клапана рециркуляции отработавших газов (см. "Замена клапана рециркуляции отработавших газов") и дроссельной заслонки (см. "Дроссельный узел – снятие, замена прокладки и установка»),
8. На автомобилях с тросовым приводом дроссельной заслонки отсоедините трос от узла дроссельной заслонки (см. «Узел дроссельной заслонки — снятие, замена прокладки и установка»).
9. Отсоедините верхний кронштейн жгута (шланг системы вентиляции картера снят).
10. Отсоедините колодку жгута проводов датчика положения коленчатого вала (см. «Датчик коленчатого вала – замена»),
11. Отсоединить колодку жгута от модуля зажигания (см. «Модуль зажигания — проверка и замена»),
12. Ключом TORX E12 откручиваем винт, который держит провод массы ЭБУ.
14. Ключом TORX E12 откручиваем болт, который держит минусовой провод мотора.
15. Ключом TORX T35 откручиваем три винта, удерживающих кронштейн ЭБУ, и снимаем его.
16. Отведите верхний жгут проводов от головки блока цилиндров (см. «Форсунки — проверка и замена»).
17. Отсоедините шланги от термостата (см. «Термостат — проверка и замена»).
18. Снимите заднюю крышку ременного привода ГРМ (см. «Сальники распределительных валов – замена»).
19. Ослабьте хомут шланга трубки головки цилиндров и снимите шланг с трубки головки цилиндров.
20. Снимите верхний кронштейн крепления с генератора (см. «Генератор - замена»).
21. Отсоедините шланг подачи жидкости от радиатора отопителя кондиционера (см. «Двигатели 1.4 и 1.6 DOHC, впускной ресивер и трубка — замена прокладки»).
22. Ключом TORX Е12 равномерно, на пол-оборота, откручиваем в указанном порядке десять болтов крепления головки блока цилиндров.
23. Еще раз убеждаемся, что все необходимые элементы отсоединены от головки блока.
24. Снимите головку цилиндров в сборе с впускным коллектором.
25. Снимите прокладку головки блока цилиндров.
Рекомендация. При замене прокладки головки блока цилиндров настоятельно рекомендуется проверить головку блока цилиндров (см. «Головка блока цилиндров — Проверка»).
26. Очищаем контактную поверхность блока цилиндров и поршней от масляных отложений, металлической щеткой удаляем нагар с днища поршней.
27. Установите новую прокладку головки блока цилиндров, совместив отверстия с направляющими в головке блока цилиндров. Надпись OBEN/TOP должна быть направлена вверх.
28. Устанавливаем остальные детали в обратном порядке, затягиваем болты предписанным моментом (см. «Справочные данные») в указанном порядке.
5. Двигатели объемом 2.2 л (Z22)
Крышка цепи привода газораспределительного механизма
Снятие и установка
2. Снимите верхнюю крышку двигателя.
3. Снимите корпус воздушного фильтра (4).
- Если установлен: Освободите зажим датчика (1).
- Ослабьте установочный винт (2).
- Освободите вентиляционную трубку (3), показанную на рисунке ниже.
- Отсоедините разъем датчика массового расхода воздуха (7), освободите жгут проводов (6) от зажима).
- Ослабьте хомут (5) и отсоедините впускной патрубок.
4. Полностью поднимите автомобиль на подъемнике.
5. Поставьте емкость под двигатель для сбора моторного масла.
6. Слейте моторное масло в подготовленную емкость.
- Отвернуть сливную пробку, слить масло.
- Установите на место сливную пробку с новым уплотнительным кольцом. Затяните пробку с моментом затяжки 25 Нм.
7. Снимите правый грязезащитный кожух моторного отсека (2), показанный на рисунке ниже.
- Ослабьте четыре крепежных винта (1).
- Снимите два специальных зажима (3).
8. Снимите ремень привода навесного оборудования.
- Пометьте ремень стрелкой, указывающей направление движения ремня.
- Установите на натяжитель ремня специальный инструмент, чтобы переместить натяжной ролик в направлении стрелки. Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов.
9. Снимите шкив коленчатого вала/виброгаситель (2), как показано на рисунке ниже.
- Удерживая проворачивание коленчатого вала специальными инструментами KM-J-38122-A и KM-956-1 (1), отверните болт, удерживающий шкив коленчатого вала.
10. Ослабьте крепежный болт и снимите натяжитель ремня привода вспомогательных агрегатов, как показано на рисунке ниже.
11. Отсоедините нижний монтажный кронштейн от кронштейна блока питания (1), как показано на рисунке ниже.
Примечание
Для наглядности на рисунке ниже опоры силового агрегата нет.
- Ослабьте болт крепления кронштейна (2).
Примечание
Не выкручивайте крепежный болт полностью.
12. Полностью опустите автомобиль на подъемник.
13. Прикрепите блок питания к специальной балке для подвешивания.
14. Прикрепите крюк специального инструмента к монтажному выступу двигателя.
15. Снимите узел правой опоры силового агрегата (1).
- Ослабьте шесть болтов крепления кронштейна (2) и (1), как показано на рисунке ниже.
- Отсоедините монтажный кронштейн (4), показанный на рисунке ниже, от кронштейна силового агрегата.
16. Выверните два крепежных болта (2) и снимите монтажный кронштейн силового агрегата (1), как показано на рисунке ниже.
17. Ослабьте болты верхней крышки картера цепи привода ГРМ (5).
- Ослабьте пять крепежных винтов (1).
- Ослабьте установочный винт (2), показанный на рисунке ниже.
Примечание
При опускании двигателя этот болт нельзя снять.
18. Опустите двигатель в сборе.
Примечание
Двигатель нужно опустить до такого уровня, чтобы можно было снять длинный болт.
19. Полностью поднимите автомобиль на подъемнике.
20. Снимите крышку картера цепи привода ГРМ.
- Ослабьте пять крепежных винтов (6).
- Снимите прокладку (3).
Примечание
Закройте отверстия (4) корпуса чистой тканью.
Внимание:
Будьте очень осторожны, чтобы не повредить сопрягаемые поверхности блока и головки цилиндров.
- С помощью подходящего инструмента снимите уплотнительную манжету.
- Очистите и промойте уплотнительные поверхности.
21. Установите крышку цепи привода ГРМ.
- Установите новое уплотнительное кольцо.
Примечание
Выньте тряпку из отверстия.
- Установите и затяните 11 болтов крышки цепи привода ГРМ.
- Затяните 8 болтов крепления моментом 21 Нм.
22. Установите передний сальник коленчатого вала (2), показанный на рисунке ниже.
- Установите защитную втулку (1) специального приспособления КМ-6105 (3) на шейку коленчатого вала.
- Нанесите силиконовую смазку (белую) на контактные поверхности уплотнительного кольца).
- Сдвиньте уплотнение к коленчатому валу.
- Запрессовать уплотнительную манжету в корпус цепи ГРМ с помощью специального приспособления КМ-6105 с помощью болта (4) шкива коленчатого вала.
- Снимите специальный инструмент.
23. Полностью опустите автомобиль на подъемнике.
24. Поднимите двигатель в сборе.
25. Затяните три болта крышки цепи привода ГРМ моментом 21 Нм.
26. Прикрепите монтажный кронштейн крепления трансмиссии.
- Затяните крепежный болт снизу кронштейна вручную.
- Затяните два болта крепления кронштейна моментом 50 Н·м.
27. Установите правый кронштейн силового агрегата.
- Затяните три винта (коротких) к корпусу с моментом затяжки 35 Нм.
- Затяните три (длинных) болта крепления к монтажному кронштейну моментом 55 Нм.
28. Отсоедините крючки специального инструмента от проушин мотора.
29. Снимите специальную балку для подвески двигателя.
30. Полностью поднимите автомобиль на подъемнике.
31. Затяните болт опоры силового агрегата снизу моментом 50 Н·м.
32. Снимите подушку двигателя, отвернув три болта крепления.
33. Установите натяжитель ремня привода вспомогательных агрегатов. Затяните крепежный винт с моментом затяжки 43 Н·м.
Примечание
Совместите язычок (1) на корпусе натяжителя с отверстием в крышке ГРМ (2).
34. Установите шкив коленчатого вала/демпфер вибраций (2).
- Предотвратите проворачивание коленчатого вала с помощью специальных приспособлений (1), как показано на рисунке ниже.
- Затяните крепежный винт с моментом затяжки 100 Нм + 75° + 15°.
35. Установите ремень привода вспомогательных агрегатов.
36. Установите правый грязезащитный кожух. Установите 4 крепежных болта, затем установите два специальных хомута.
37. Полностью опустите автомобиль на подъемнике.
38. Заполните двигатель моторным маслом.
39. Установите корпус воздушного фильтра в сборе с впускной трубой.
- Установите корпус воздухоочистителя на крыло в моторном отсеке.
- Подсоедините патрубок воздухозаборника к дроссельной заслонке, затяните фиксирующий хомут с требуемым моментом.
- Подсоедините жгут проводов к разъему датчика массового расхода воздуха.
- Подсоедините воздуховод.
40. Установите верхнюю декоративную крышку двигателя.
Гидравлический натяжитель цепи привода ГРМ
Снятие и установка
2. Снимите верхнюю декоративную крышку двигателя.
3. Снимите корпус воздушного фильтра (4).
- Если установлен: Освободите зажим датчика (1).
- Ослабьте установочный винт (2).
- Освободите вентиляционную трубку (3), показанную на рисунке ниже.
- Отсоедините разъем датчика массового расхода воздуха (7), освободите жгут проводов (6) от зажима).
- Ослабьте хомут (5) и отсоедините впускной патрубок.
4. Снимите крышку головки блока цилиндров.
5. Проверните коленчатый вал и отрегулируйте его на 10 градусов до ВМТ (стрелка вниз).
6. Отвинтите натяжитель цепи ГРМ (1), как показано на рисунке ниже.
7. Установите предварительный натяжитель цепи привода ГРМ.
- Замените два уплотнительных кольца.
- Снимите стопорное кольцо (2).
- Выдавить поршень (3) из корпуса (1). Закрепите поршень в тисках. Зафиксируйте внутренний поршень (4) в последний щелчок, повернув его по часовой стрелке (5), как показано на рисунке ниже.
- Установите поршень в корпус.
8. Затяните натяжитель цепи ГРМ моментом 75 Нм. Натяните цепь ГРМ.
Примечание
Освободите замок натяжителя, переместив цепь вниз в направлении, показанном на рисунке ниже.
9. Установите крышку головки блока цилиндров.
10. Установите узел корпуса воздушного фильтра.
- Установите корпус воздухоочистителя на крыло в моторном отсеке.
- Подсоедините патрубок воздухозаборника к дроссельной заслонке, затяните фиксирующий хомут с требуемым моментом.
- Подсоедините жгут проводов к разъему датчика массового расхода воздуха.
- Подсоедините воздуховод.
11. Установите верхнюю декоративную крышку двигателя.
12. Заполните двигатель моторным маслом до нужного уровня.
Цепь привода газораспределительного механизма
Первичная
Снятие и установка
1. Снимите крышку головки блока цилиндров в сборе.
2. Снимите крышку картера цепи привода ГРМ.
3. Установите поршень четвертого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия. Для этого подвесьте шкив коленчатого вала до установочной метки.
5. Отверните два болта крепления (2) и снимите верхнюю направляющую цепи привода ГРМ (1), показанную на рисунке ниже.
6. Отвинтите гидравлический натяжитель цепи ГРМ (1), показанный на рисунке ниже, от блока цилиндров.
7. Отсоедините и снимите ведущую звездочку выпускного распределительного вала. Ослабьте фиксирующий винт (1).
Примечание
Распределительный вал должен быть предотвращен от проворачивания с помощью рожкового ключа для специального выбора на валу (как показано стрелкой на рисунке ниже).
8. Отсоедините и снимите ведущую звездочку впускного распределительного вала. Ослабьте установочный винт (2).
Примечание
Распределительный вал должен быть предотвращен от проворачивания с помощью рожкового ключа для специального выбора на валу (как показано стрелкой на рисунке ниже).
9. Ослабьте крепление направляющей цепи/демпфера.
- Отвинтите заглушку сервисного порта (1), показанную на рисунке ниже.
- Отвинтите верхний крепежный винт (2).
10. Ослабьте крепежный болт (2) и снимите направляющую цепи ГРМ (1), как показано на рисунке ниже.
11. Ослабьте крепежный болт и снимите рейку натяжителя цепи ГРМ, как показано на рисунке ниже.
12. Затяните сливной болт моментом затяжки 25 Н·м, предварительно заменив уплотнительное кольцо.
14. Снимите стойку натяжителя цепи привода ГРМ.
15. Снимите первичную цепь привода ГРМ.
16. Вставьте цепь ГРМ в корпус.
Примечание
Свяжите цепь куском проволоки, чтобы она не упала.
17. Вставьте стойку натяжителя цепи привода ГРМ.
19. Затяните болт крепления направляющей гидравлического натяжителя цепи моментом 10 Н·м.
20. Установите направляющую цепи привода ГРМ. Затяните два болта крепления с моментом затяжки 10 Н·м
21. Установите крышку цепи привода ГРМ.
22. Установите ведущую звездочку на впускной распределительный вал. Установите и затяните новый крепежный болт.
23. Установите специальный инструмент КМ-6148.
24. Установите впускной распределительный вал.
Примечание
Поворачивайте распределительный вал до тех пор, пока болт с буртиком специального приспособления KM-6148 не сядет в сервисное отверстие.
26. Установите поршень четвертого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия.
28. Установите цепь привода ГРМ.
Примечание
Зеленая метка должна совпадать с меткой «INT» на ведущей звездочке впускного распределительного вала.
29. Установите ведущую звездочку на распредвал выпускных клапанов. Установите и затяните новый болт звездочки.
Внимание:
Красная метка должна совпасть с меткой «EXH» на ведущей звездочке выпускного распределительного вала. Вращайте распределительный вал до тех пор, пока звездочка не установится на нем свободно.
30. Отведите направляющий штифт от звездочки впускного распределительного вала.
31. Установите предварительный натяжитель цепи привода ГРМ.
- Замените два уплотнительных кольца.
- Снимите стопорное кольцо (2).
- Выдавить поршень (3) из корпуса (1). Закрепите поршень в тисках. Зафиксируйте внутренний поршень (4) в последний щелчок, повернув его по часовой стрелке (5), как показано на рисунке ниже.
- Установите поршень в корпус.
32. Затяните натяжитель цепи ГРМ моментом 75 Нм. Натяните цепь ГРМ.
Примечание
Освободите замок натяжителя, переместив цепь вниз в направлении, показанном на рисунке ниже.
34. Установите поршень четвертого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия.
Примечание
Поверните коленчатый вал на 720 градусов в рабочее направление вращения.
36. Проверьте регулировку фазы.
- Вставьте булавку.
Примечание
Если крепежные болты не входят в отверстия ведущих звездочек распределительных валов, цепь установлена неправильно и ее необходимо переустановить. При этом расположение цветовых меток не имеет значения.
37. Снимите специальный инструмент КМ-6148.
38. Очистите резьбовые соединения.
39. Установите верхнюю направляющую приводной цепи распределительного вала. Затяните два крепежных винта с моментом затяжки 8 Нм.
Примечание
Используйте специальный резьбовой фиксатор (красный).
40. Затяните болт звездочки выпускного распределительного вала. Винт должен быть затянут с моментом затяжки 85 Нм + 30°.
Примечание
Для этой операции потребуется второй механик.
41. Затяните болт звездочки впускного распределительного вала. Винт должен быть затянут с моментом затяжки 85 Нм + 30°.
Примечание
Для этой операции потребуется второй механик.
42. Установите крышку головки блока цилиндров в сборе.
43. Долейте моторное масло в двигатель до требуемого уровня.
- Проверьте и убедитесь, что отработанное моторное масло соответствует требованиям производителя.
- Запустите двигатель и дайте ему поработать, пока не погаснет указатель давления моторного масла на приборной панели.
- Проверьте уровень моторного масла в двигателе.
45. Выполнить чтение ошибок с помощью специального оборудования.
Вторичная
Снятие и установка
1. Снимите приводную цепь распределительного вала в сборе.
2. Поднимите и закрепите цепь ГРМ.
4. Снимите звездочку распределительного вала (1) со стержня коленчатого вала, как показано на рисунке ниже.
5. Ослабьте два крепежных болта (9) и снимите натяжитель приводной цепи уравновешивающего вала (8), как показано на рисунке ниже.
6. Ослабьте крепежный болт (6) и снимите направляющую натяжителя цепи (7), показанную на рисунке ниже.
7. Отвинтите два установочных винта (3) и снимите верхнюю направляющую/демпфер цепи с балансирного вала (2).
8. Отвинтите два установочных винта (4) и снимите нижнюю направляющую/демпфер цепи с балансирного вала (5).
9. Снимите приводную цепь уравновешивающего вала (1), показанную на рисунке ниже.
10. Установите цепь привода уравновешивающего вала.
Внимание:
Звенья, выделенные краской, должны совпадать с установочными метками на ведущих звездочках.
- Красноватое звено (2) должно совпадать с установочной меткой на звездочке уравновешивающего вала на входной стороне.
- Выделенное звено цепи (3) должно совпадать с меткой на ведущей звездочке коленчатого вала, как показано на рисунке ниже.
Примечание
Заблокируйте движение звездочки коленчатого вала подходящим пластиковым инструментом.
- Установите цепь на ведущую звездочку водяного насоса.
- Убедитесь, что выделенное звено цепи (1) совпадает с меткой на ведущей звездочке уравновешивающего вала со стороны выпускного распределительного вала.
11. Установите нижний демпфер/направляющую приводной цепи уравновешивающего вала. Затяните два крепежных винта с моментом затяжки 10 Нм.
12. Установите балансирные валы верхней направляющей/демпферной цепи. Затяните два крепежных винта с моментом затяжки 10 Нм.
13. Установите натяжитель приводной цепи уравновешивающего вала. Установите и затяните болт крепления моментом 10 Н·м.
14. Установите натяжитель приводной цепи уравновешивающего вала (1), как показано на рисунке ниже.
- Вдавите поршень натяжителя в корпус, зафиксируйте его в этом положении специальным приспособлением КМ-6077.
- Затяните два крепежных винта с моментом затяжки 10 Нм.
- Снимите специальный инструмент.
- Снимите пластиковый замок цепи.
15. Установите ведущую звездочку распределительного вала на стержень коленчатого вала.
17. Установите цепь ГРМ.
Крышка головки блока цилиндров
Снятие и установка
2. Снимите верхнюю декоративную крышку двигателя.
3. Снимите модуль зажигания (3), как показано на рисунке ниже.
- Потяните вверх и снимите крышку модуля зажигания (1), как показано на рисунке ниже.
- Отсоедините разъем жгута проводов модуля зажигания (2).
- Открутите четыре болта крепления (стрелки на рисунке ниже).
4. Поместите емкость под двигатель.
5. Освободите фиксирующий хомут (1) и отсоедините шланг сапуна от крышки головки блока цилиндров, как показано на рисунке ниже.
6. Отсоедините соединение системы охлаждения (3), показанное на рисунке ниже.
- Ослабьте фиксирующий винт (4).
- Освободите зажим (2).
- Отсоедините водяной шланг от кронштейна крепления жгута (5) и отложите его в сторону.
7. Ослабьте две крепежные гайки и отсоедините монтажный кронштейн от жгута.
8. Отверните два болта крепления (стрелки на рисунке ниже) и отсоедините кронштейн жгута проводов.
9. Выверните два крепежных болта (стрелки на рисунке ниже) и отсоедините монтажный кронштейн жгута проводов со стороны коробки передач.
10. Отверните 14 болтов крепления, показанных на рисунке ниже, и снимите крышку головки блока цилиндров.
11. Очистите и промойте сопрягаемые поверхности крышки и головки блока цилиндров.
12. Установите новую прокладку на крышку головки блока цилиндров.
13. Установить крышку головки блока цилиндров на место. Затяните 14 крепежных винтов с моментом затяжки 9 Нм.
14. Установите монтажный кронштейн жгута проводов со стороны коробки передач, установите и затяните два крепежных болта с правильным моментом затяжки.
15. Установите монтажный кронштейн жгута привода ГРМ, установите и затяните два крепежных болта с правильным моментом затяжки.
16. Установите монтажный кронштейн жгута проводов, установите и затяните две монтажные гайки с правильным моментом затяжки.
17. Установить патрубок системы охлаждения.
- Прикрепите втулку к кронштейну жгута.
- Затяните крепежный болт.
- Затяните фиксирующий хомут.
18. Подсоедините шланг сапуна к крышке головки блока цилиндров. Затяните фиксирующий хомут.
19. Установите модуль системы зажигания.
- Затяните четыре болта крепления моментом 9 Нм.
- Установите крышку модуля зажигания.
- Подсоедините жгут проводов к разъему модуля.
20. Установите на двигатель верхнюю декоративную крышку.
21. Проверьте и при необходимости долейте охлаждающую жидкость до требуемого уровня.
Распределительные валы
Примечание
При работе с элементами топливной системы будьте очень осторожны, чтобы не допустить попадания в систему посторонних частиц или грязи, иначе элементы топливной системы могут быть повреждены.
Снятие и установка
2. Отвинтите фиксирующую гайку и отсоедините отрицательную клемму аккумуляторной батареи.
3. Снимите верхнюю декоративную крышку двигателя.
4. Снимите корпус воздушного фильтра в сборе (4).
- Если установлен: Освободите зажим датчика (1).
- Ослабьте установочный винт (2).
- Освободите вентиляционную трубку (3), показанную на рисунке ниже.
- Отсоедините разъем датчика массового расхода воздуха (7), освободите жгут проводов (6) от зажима).
- Ослабьте хомут (5) и отсоедините впускной патрубок.
5. Снимите крышку головки блока цилиндров (см выше).
6. Сбросьте давление в топливной системе.
- Используйте специальный комплект KM-J-34730-91.
- Отвинтите защитную крышку диагностического разъема.
- Сбросьте давление в топливной системе.
7. Отсоедините топливопроводы.
- Откройте защелку и отсоедините топливную трубку.
- С помощью специальной заглушки КМ-807 закрыть выходы топливной системы.
8. Отсоедините топливопровод высокого давления.
Внимание:
Соберите вытекающее топливо в заранее подготовленную емкость.
- Ослабьте две соединительные гайки.
- Вкрутите в фитинги специальные заглушки.
9. Отверните три болта крепления и отсоедините ТНВД, как показано на рисунке ниже.
Примечание
Соберите вытекающее топливо в заранее подготовленную емкость.
11. Снимите правый грязезащитный кожух (2), показанный на рисунке ниже.
- Ослабьте четыре крепежных винта (1).
- Снимите два специальных зажима (3), как показано на рисунке ниже.
12. Установите поршень четвертого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия.
Примечание
Медленно вращайте коленчатый вал, постепенно приближая метку на шкиве к установочной метке на крышке.
14. Ослабьте два крепежных болта (2) и снимите направляющую/верхнюю направляющую цепи ГРМ (1), как показано на рисунке ниже.
15. Отвинтите гидравлический натяжитель цепи ГРМ (1), показанный на рисунке ниже, от блока цилиндров.
16. Снимите датчик положения распределительного вала.
- Отсоедините разъем жгута проводов (1) от датчика положения распределительного вала).
- Ослабьте крепежный болт (2) и снимите датчик, как показано на рисунке ниже.
17. Отверните крепежный болт (1) и отсоедините звездочку привода выпускного распредвала.
Примечание:
При необходимости предотвратить проворачивание распределительного вала с помощью специальных подборок (стрелки на рисунке ниже).
18. Отверните крепежный болт (2) и отсоедините ведущую звездочку от впускного распределительного вала.
Примечание
При необходимости предотвратить проворачивание распределительного вала с помощью специальных подборок (стрелки на рисунке ниже).
19. Установите специальный инструмент КМ-6148 (1), как показано на рисунке ниже.
20. Наконец, отвинтите установочный винт и снимите звездочку привода выпускного распределительного вала.
Примечание
Наденьте ведущую звездочку на фиксирующий болт специального инструмента.
21. Наконец, открутите фиксирующий винт и снимите ведущую шестерню впускного распределительного вала.
Примечание
Наденьте ведущую звездочку на фиксирующий болт специального инструмента.
22. Снимите распредвал выпускных клапанов.
- Ослабьте 10 крепежных винтов.
Примечание
Необходимо ослабить болты крепления крышек распределительных валов на один оборот или на один оборот в последовательности, показанной на рисунке ниже.
- Отметьте положение установочной метки (1), как показано на рисунке ниже.
23. Снимите распределительный вал выпускных клапанов.
- Ослабьте 12 крепежных болтов, показанных на рисунке ниже.
Примечание
Необходимо ослабить болты крепления крышек распределительных валов на один оборот или на один оборот в последовательности, показанной на рисунке ниже.
- Отметьте положение установочной метки (1), как показано на рисунке ниже.
24. Провести визуальный осмотр всех элементов газораспределительного механизма.
Внимание:
При обнаружении повреждений подшипников и крышек распределительных валов головка блока цилиндров подлежит замене в сборе.
Примечание
При замене распределительных валов необходимо заменить роликовые толкатели.
- Замените роликовые толкатели.
- При необходимости заменить 16 гидрокомпенсаторов.
- При необходимости замените 16 клапанов.
25. Установите впускной распределительный вал.
- Нанесите тонкий слой молибденовой смазки на поверхности трения.
Примечание
Нанесите небольшое количество герметика (серого цвета) на места уплотнения крышки направляющей (стрелки на рисунке ниже).
- Установите распределительный вал в головку блока цилиндров вместе с крышками подшипников.
- Затяните все 12 болтов крепления. Болты необходимо затягивать по спирали: от центра наружу. Момент затяжки винтов: 9 Нм.
- Затяните болты крепления направляющих подшипников распределительных валов моментом 22 Н·м.
26. Установите распределительный вал впускных клапанов на головку блока цилиндров.
- Нанесите тонкий слой молибденовой смазки на поверхности трения.
- Установите распределительный вал в головку блока цилиндров вместе с крышками подшипников.
- Затяните 10 болтов крышек подшипников распределительных валов. Болты необходимо затягивать по спирали: от центра наружу. Момент затяжки винтов: 9 Нм.
27. Подсоедините ведущую звездочку к впускному распределительному валу.
Примечание
- При необходимости поверните распределительный вал, чтобы установить ведущую звездочку.
— Всегда после разборки необходимо заменить крепежные винты.
28. Подсоедините ведущую звездочку к распределительному валу выпускных клапанов.
Примечание
- При необходимости поверните распределительный вал, чтобы установить ведущую звездочку.
- Всегда заменяйте крепежные болты после разборки.
29. Установите предварительный натяжитель цепи привода ГРМ.
- Замените два уплотнительных кольца.
- Снимите стопорное кольцо (2).
- Выдавить поршень (3) из корпуса (1). Закрепите поршень в тисках. Зафиксируйте внутренний поршень (4) в последний щелчок, повернув его по часовой стрелке (5), как показано на рисунке ниже.
- Установите поршень в корпус.
30. Затяните натяжитель цепи ГРМ моментом 75 Нм. Натяните цепь ГРМ.
Примечание
Освободите замок натяжителя, переместив цепь вниз в направлении, показанном на рисунке ниже.
32. Установите поршень четвертого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия.
Примечание
Поверните коленчатый вал на 720 градусов в рабочее направление вращения.
34. Проверьте настройку фазы.
- Вставьте булавку.
Примечание
Если крепежные болты не входят в отверстия ведущих звездочек распределительных валов, цепь установлена неправильно и ее необходимо переустановить. При этом расположение цветовых меток не имеет значения.
Читайте также: Opel будет снят с производства
35. Снимите специальный инструмент КМ-6148.
36. Очистите резьбовые соединения.
37. Установите верхнюю направляющую приводной цепи распределительного вала. Затяните два крепежных винта с моментом затяжки 8 Нм.
Примечание
Используйте специальный резьбовой фиксатор (красный).
38. Установите датчик положения распределительного вала.
- Затяните крепежный винт с моментом затяжки 8 Н·м.
- Подсоедините разъем жгута к датчику положения распределительного вала.
39. Затяните болт звездочки выпускного распределительного вала. Винт должен быть затянут с моментом затяжки 85 Нм + 30°.
Примечание
Для этой операции потребуется второй механик.
40. Затяните болт звездочки впускного распределительного вала. Винт должен быть затянут с моментом затяжки 85 Нм + 30°.
Примечание
Для этой операции потребуется второй механик.
41. Установите крышку головки блока цилиндров в сборе.
42. Установите узел корпуса воздушного фильтра.
- Установите корпус воздушного фильтра на крыло кузова в моторном отсеке. Затяните болт крепления требуемым моментом.
- Подсоедините воздушную трубку к модулю дроссельной заслонки, затяните хомут.
- Подсоедините вентиляционный шланг к воздуховоду.
- Подсоедините разъем жгута к датчику массового расхода воздуха.
- Подсоедините вентиляционный шланг.
43. Установите верхнюю декоративную крышку двигателя в сборе.
44. Поднимите узел с автомобиля.
45. Установите правую грязезащитную крышку моторного отсека.
- Затяните четыре болта крепления требуемым моментом.
- Установите два специальных хомута.
47. Подсоедините минусовую клемму к аккумулятору, затяните гайку ее крепления.
49. Выполнить чтение ошибок с помощью специального оборудования.
Головка блока цилиндров
Снятие и установка
2. Отвинтите фиксирующую гайку и отсоедините отрицательную клемму аккумуляторной батареи.
3. Снимите верхнюю декоративную крышку двигателя.
4. Снимите корпус воздушного фильтра в сборе (4).
- Если установлен: Освободите зажим датчика (1).
- Ослабьте установочный винт (2).
- Освободите вентиляционную трубку (3), показанную на рисунке ниже.
- Отсоедините разъем датчика массового расхода воздуха (7), освободите жгут проводов (6) от зажима).
- Ослабьте хомут (5) и отсоедините впускной патрубок.
5. Снимите крышку поперечины в сборе из моторного отсека.
- Снимите задний уплотнитель моторного отсека (3), как показано на рисунке ниже.
- Отсоедините водоотражатель (2). Отсоедините шланг (1) от форсунок омывателя.
- Отсоедините разъем жгута проводов датчика качества воздуха (6). Освободите жгут из зажимов.
- Отсоедините переднюю часть изолятора в сборе (7). Освободите жгуты (4) из двух зажимов. Ослабьте 4 крепежных винта (5) и (8), как показано на рисунке ниже.
6. Снимите теплоизоляционную крышку (4), показанную на рисунке ниже).
- Ослабьте стопорную гайку (2), чтобы снять сервисную проушину двигателя (1).
- Ослабьте три крепежных болта (3), показанных на рисунке ниже.
7. Снимите направляющую трубку с щупа для измерения уровня моторного масла в картере двигателя (1).
- Выньте щуп из направляющей трубки.
- Ослабьте болт крепления.
- Потяните вверх и отсоедините направляющую трубку от масляного поддона.
- Отложите направляющую трубку щупа в сторону.
8. Полностью поднимите автомобиль на подъемнике.
9. Отсоедините жгуты (2) и (3) от направляющей трубки (1), как показано на рисунке ниже. Полностью снимите трубку со щупа.
10. Снимите правый грязезащитный кожух моторного отсека (2), показанный на рисунке ниже.
- Ослабьте четыре крепежных болта (1), как показано на рисунке ниже.
- Снимите два специальных зажима (3).
11. Отверните три крепежные гайки (1) и снимите переднюю часть выхлопной трубы (2), как показано на рисунке ниже.
12. Поставьте емкость под двигатель для сбора охлаждающей жидкости.
13. Слейте охлаждающую жидкость двигателя.
- Подсоедините подходящий шланг к штуцеру сливного крана.
- Откройте сливной кран (1) и слейте охлаждающую жидкость в емкость.
- Затяните сливной кран.
14. Провернуть коленчатый вал и установить поршень четвертого цилиндра в положение ВМТ на такте сжатия (метки на рис. 1).
15. Полностью опустите автомобиль.
16. Сбросьте давление в топливной системе.
- Используйте специальный комплект KM-J-34730-91.
- Отвинтите защитную крышку диагностического разъема.
- Сбросьте давление в топливной системе.
17. Отсоедините клапан продувки системы вентиляции (3), показанный на рисунке ниже.
- Отсоедините разъем жгута (4).
- Отсоедините два зажима и отделите вентиляционный шланг (1).
- Отсоединить шланг (2) от впускного коллектора.
- Откройте защелку, показанную стрелкой на рисунке ниже.
18. С помощью специального приспособления КМ-796-А отсоедините трубку возврата топлива от регулятора давления.
- Отсоедините трубку от кронштейна.
- Закрыть открытые выходы топливной системы специальными заглушками КМ-807.
19. Ослабьте оба хомута и отсоедините шланг от выпускного клапана.
20. Отсоедините аксессуар системы охлаждения (1), показанный на рисунке ниже.
- Ослабьте установочный винт (2).
- Ослабьте два фиксирующих хомута и отсоедините водопроводную трубу.
21. Снимите жгуты двигателя.
- Освободите жгуты проводов от зажимов, затем отсоедините разъем датчика положения распределительного вала.
- Отверните две фиксирующие гайки и освободите выпускной клапан от хомута.
- Ослабьте крепежную гайку и отсоедините провод массы от электронного блока управления двигателем.
- Отверните две крепежные гайки и отсоедините кронштейн жгута проводов дроссельной заслонки.
- Отсоедините многоконтактный разъем от жгута проводов.
- Освободите кронштейн и отсоедините шланг вакуумного усилителя тормозов.
- Отверните две гайки крепления и снимите кронштейн с крышки двигателя.
- Выверните четыре болта крепления и отсоедините два кронштейна жгута проводов двигателя.
22. Ослабьте хомут и отсоедините верхний перепускной патрубок от системы охлаждения.
23. Ослабьте крепежный болт и отсоедините кронштейн впускного коллектора (1) от впускного коллектора (2), как показано на рисунке ниже.
24. Отверните четыре крепежных болта (2) и снимите узел модуля зажигания (1), как показано на рисунке ниже.
25. Отверните 14 болтов крепления и снимите крышку головки блока цилиндров в сборе.
26. Отвинтите два крепежных винта (2) и снимите направляющую/демпфер цепи ГРМ (1.
27. Отвинтите гидравлический натяжитель цепи ГРМ (1) от блока цилиндров, как показано на рисунке ниже.
28. Отверните болт крепления (1) и отсоедините звездочку привода выпускного распредвала.
Примечание
При необходимости предотвратить проворачивание распределительного вала с помощью специальных вырезов.
29. Отверните болт крепления (2) и отсоедините ведущую звездочку от впускного распределительного вала.
Примечание
При необходимости предотвратить проворачивание распределительного вала с помощью специальных вырезов.
30. Полностью поднимите автомобиль на подъемнике.
31. Поставьте емкость под двигатель для сбора моторного масла.
32. Слейте моторное масло в емкость.
- Открутите сливную пробку. Слейте масло.
- Затяните сливную пробку с моментом затяжки 25 Н·м. Всегда заменяйте уплотнительное кольцо после его снятия.
34. Отсоедините направляющую/демпфер цепи привода ГРМ.
- Отвинтите заглушку сервисного порта (1), показанную на рисунке ниже.
- Ослабьте установочный винт (2).
35. Снимите головку цилиндров в сборе.
Внимание:
Снимайте головку блока цилиндров только после того, как двигатель полностью остынет (комнатная температура).
- Открутите 14 болтов крепления в последовательности, показанной на рисунке ниже.
Примечание
Сначала ослабьте крепежные болты на 90 градусов в последовательности, показанной ниже. Затем откручиваем болты крепления на 180 градусов. После этого полностью откручиваем крепежные винты.
36. Снимите головку блока цилиндров (1) с блока, как показано на рисунке ниже.
Примечание
Для этой операции требуется второй механик.
- Установите головку блока цилиндров на деревянные бруски.
- Снимите прокладку головки блока цилиндров (2), показанную на рисунке ниже, с блока цилиндров.
37. Очистите и промойте контактные поверхности, каналы и отверстия.
38. Проверить техническое состояние ГБЦ.
39. Установите головку блока цилиндров на блок.
Примечание
Нужна помощь второго механика.
- Установите новую прокладку головки блока цилиндров.
Примечание
Перед установкой ГБЦ на блок цепь привода ГРМ необходимо пропустить через кожух с помощью подходящего троса.
Примечание
Прокладка головки блока цилиндров должна быть установлена буквами OBEN/TOP вверх.
40. Установите головку блока цилиндров на блок.
- Установите новые болты крепления головки блока цилиндров.
- Затяните 10 болтов крепления (М10) в последовательности, показанной на рисунке ниже, в несколько приемов: 30 Н·м + 75° + 75° + 15°.
- Затяните 4 крепежных винта (M8) с моментом затяжки 35 Нм.
Примечание
Для этих крепежных винтов необходимо использовать специальный зажим (красный).
41. Далее сборка производится в порядке, обратном разборке.
Визуальная проверка
1. Проверьте поверхности коренных подшипников распределительных валов в головке блока цилиндров на наличие:
- Чрезмерный износ.
- Изменение цвета из-за перегрева.
- Деформации из-за чрезмерного износа.
При обнаружении каких-либо дефектов головка блока цилиндров подлежит замене. Не сверлите и не шлифуйте коренные подшипники в головке блока цилиндров.
2. Проверьте головку блока цилиндров на:
- Трещины, повреждения или сколы в камере сгорания.
- Абразивные частицы в масляных каналах (после удаления этих частиц промойте масляные каналы).
- Утечка охлаждающей жидкости или повреждение уплотнительных поверхностей (при утечке охлаждающей жидкости необходимо проверить плоскостность сопрягаемых поверхностей головки блока цилиндров).
- Повреждение контактных поверхностей.
- прогоревшие или эродированные участки в камерах сгорания.
- Трещины в выпускных отверстиях и камерах сгорания.
- Внешние трещины в каналах системы охлаждения.
- Засоры во впускном и выпускном каналах.
- Засоры в каналах системы охлаждения.
- Окисление, повреждение или разгерметизация свечей зажигания.
3. Если головка блока цилиндров имеет трещины или повреждения, ее необходимо заменить на новую. Не допускается пайка или исправление.