Насос является самым важным компонентом системы охлаждения двигателя. Благодаря этому устройству антифриз циркулирует по каналам блока цилиндров и головки блока цилиндров, передавая тепло от нагретых цилиндров к радиатору охлаждения и отопителю, установленным в салоне. Отказ водяного насоса сопровождается утечкой охлаждающей жидкости, провисанием ремня ГРМ, шумом и дребезжанием из моторного отсека - дальнейшая эксплуатация автомобиля становится невозможной. Сегодня мы подскажем, как предотвратить эту неприятность, и подробно рассмотрим процесс замены насоса на 8-клапанных автомобилях Renault Logan 1.4/1.6.
Почему насос охлаждающей жидкости необходимо периодически менять
Насос Renault Logan представляет собой центробежный насос с рабочей полостью в блоке цилиндров. Конструктивно устройство состоит из корпуса, в котором находится вал с крыльчаткой на одной стороне и зубчатым колесом на другой. Вращение вала обеспечивается парой подшипников, а крутящий момент передается тем же ремнем, который приводит в движение привод клапанов. Вал уплотняется специальным уплотнением, установленным со стороны ротора.
Поскольку насос охлаждающей жидкости подвергается постоянным нагрузкам, со временем в подшипниках появляется люфт. Это также частично связано с ремнем ГРМ, натяжение которого заставляет узел ролика переднего насоса работать под постоянной боковой нагрузкой. Осевое и радиальное биение приводит к утечкам, поэтому через некоторое время насос необходимо заменить.
Когда необходимо менять помпу Renault Logan
Производитель установил срок службы водяного насоса в 60 000 км, рекомендуя заменять его вместе с деталями привода зубчатой передачи. Однако, как показывает эксплуатация 8-клапанных агрегатов K7J и K7M и 16-клапанных K4M, насос охлаждающей жидкости может прослужить вдвое дольше - более 120 000 км. По этой причине специалисты по ремонту рекомендуют заменять насос при каждой второй замене ремня ГРМ. При следующем техническом обслуживании привода ГРМ следует проверить состояние водяного насоса. Следующие предупреждающие признаки указывают на то, что устройство близко к выходу из строя:
- наличие охлаждающей жидкости на блоке цилиндров, ремне и компонентах ГРМ;
- радиальный люфт на валу насоса;
- повышенное осевое биение на валу водяного насоса;
- шум и гудение подшипников со стороны ремня ГРМ при работе двигателя.
Следует отметить, что последний фактор является лишь косвенным, так как неприятные шумы могут исходить и от подшипника звездочки. По этой причине окончательный диагноз можно поставить только после снятия деталей привода ГРМ с двигателя.
Инструкция по замене помпы на двигателях объемом 1.4/1.6 8 клапанов (K7J и K7M)
Renault Logan комплектуется несколькими типами силовых агрегатов, но во всех двигателях используется один и тот же водяной насос - по этой причине замена насоса происходит по одной и той же схеме. Разница заключается в частичной разборке 8- и 16-клапанных двигателей, которая потребуется для доступа к насосу.
Прежде чем приступить к работе, подготовьтесь:
- новая помпа с прокладкой (лучше использовать оригинальную водяную помпу - так или иначе, вы сэкономите деньги, так как она прослужит 2 каденции);
- термостойкий автомобильный герметик;
- антифриз;
- набор гаечных и накидных ключей;
- Хомут 35-50 мм для нижнего патрубка радиатора двигателя;
- набор торцевых головок;
- Усиленная плоская отвертка;
- Скребок или нож с прямым лезвием;
- домкрат;
- опора поддона картера;
- емкость для слива охлаждающей жидкости.
Чтобы заменить насос охлаждающей жидкости на Renault Logan 1.4L и 1.6L с 8-клапанными двигателями, выполните следующие действия:
- Перед заменой насоса установите автомобиль на ровную горизонтальную площадку и снимите правое переднее колесо.
- Снимите пластиковое крыло.
- Снимите клиновой ремень и шкив коленчатого вала с двигателя, получив доступ к клиновому ремню и шкиву коленчатого вала.
- Установите основание под картер и отсоедините кронштейн правого приводного блока. Чтобы получить доступ к насосу, снимите металлическую и пластиковую крышки привода ремня ГРМ и снимите ремень ГРМ. Перед снятием ремня ГРМ выровняйте его по меткам - это облегчит сборку деталей на двигателе.
- Подставьте поддон или лоток под переднюю часть автомобиля и слейте охлаждающую жидкость. Поскольку производитель Renault Logan не предусмотрел специального разъема, это можно сделать через нижний патрубок радиатора. Для этого отсоедините сливной шланг и направьте его в подходящую емкость. Чтобы ускорить поток антифриза, открутите крышку расширительного бачка.
Поскольку ограниченное пространство моторного отсека не позволяет сделать хорошие фотографии, особенности замены насоса показаны на разобранном двигателе. Нет необходимости снимать привод с автомобиля. - Крышка насоса охлаждающей жидкости крепится к блоку цилиндров с помощью 8 винтов с головкой "8" или "10" (в зависимости от марки автомобиля). Сначала открутите 6 винтов, отмеченных красными стрелками на фото.
- Для снятия двух других резьбовых соединений потребуются дополнительные усилия, так как для их установки производитель использует специальный клей-герметик. Это делается потому, что болты входят в проходы охлаждающей жидкости - без дополнительного уплотнения антифриз будет вытекать из-под резьбы. После извлечения болтов пометьте их или положите отдельно.
- Корпус насоса сидит на двух направляющих и часто плотно прилегает к прокладке. Чтобы ослабить его, снимите крышку в нескольких местах, используя отвертку в качестве рычага.
- После снятия насоса снимите прокладку и тщательно очистите посадочное место от следов герметика и остатков старого уплотнения.
- Перед установкой нового насоса поверните шпильку, на которой закреплен ведомый шкив, до упора.
- Рекомендуется заменить уплотнение при установке водяного насоса. Если крышка насоса прилегает к блоку цилиндров заподлицо (поз. 1), уплотнение должно быть плотным. Водяные насосы с посадочной плоскостью без канавок (поз. 2) оснащены специальными прокладками с выступами, заменяющими их - для этих узлов не требуется дополнительного уплотнения.
- Когда прокладка и насос будут установлены на место, затяните крепежные винты. Увеличивайте момент затяжки в несколько этапов, проходя все соединения крест-накрест. Болты, расположенные рядом со штифтом звездочки, должны быть снабжены большим количеством герметика - в противном случае из мест их установки может вытекать охлаждающая жидкость.
- Соберите оставшиеся компоненты в обратном порядке. Сначала установите натяжитель и ремень, затем отрегулируйте натяжение ремня.
- После проворачивания коленчатого вала на два оборота проверьте совпадение меток двигателя. Только после этого установите на место верхнюю, а затем нижнюю крышку ГРМ и крепления двигателя.
- Установите шкив коленчатого вала и многократный зубчатый ремень.
- Установите брызговик и закрепите колесо. Перед снятием автомобиля с домкрата снимите опору двигателя.
- Когда автомобиль находится в горизонтальном положении, установите нижний патрубок радиатора на место. Если для фиксации использовался заводской зажим стопорного соединения, замените его новым или используйте червячный соединитель.
- Система охлаждения заполнена антифризом.
Еще кое-что полезное для вас:
- Замена антифриза в автомобиле Renault Logan: видео + инструкция.
- Когда и как проводить регулировку клапанов на 8-клапанном и 16-клапанном двигателе Renault Logan
- Устраняем плавающие обороты холостого хода в Renault Logan.
После запуска двигателя необходимо убедиться в отсутствии следов охлаждающей жидкости в месте соединения нового насоса с блоком цилиндров двигателя. Внимательно следите за отсутствием утечек в течение первых 300-500 км пробега, проверяя и доливая антифриз до необходимого уровня.