Компактный городской кроссовер Renault Kaptur ворвался на отечественный авторынок и, по замыслу производителя, должен был несколько потеснить с лидерских позиций другой французский автомобиль - Renault Duster. Но смещения не произошло; Duster по-прежнему лидирует в категории "самый популярный французский автомобиль в России". Однако статистика продаж нового кроссовера, который, к тому же, собирается в Российской Федерации, постепенно начала выравниваться. Первоначально производитель предлагал для покупки модификацию автомобиля с единственным 1,6-литровым двигателем и механической коробкой передач. В то время как линейка силовых агрегатов не претерпела никаких изменений, трансмиссия модели претерпела значительные изменения. В дилерских центрах Kaptur стоит с двумя педалями - тормоза и акселератора.
Это означает, что стала доступна версия модели с передним приводом и автоматической коробкой передач. По инженерным причинам французы оснастили автомобиль клиноременным вариатором вместо гидромеханического автомата. Сказать, что система CVT и 1,6-литровый двигатель являются чем-то новым в автомобильном мире, будет не совсем верно. Задолго до Renault Kaptur японцы оснащали автомобили Nissan 114-сильным силовым агрегатом и клиноременным вариатором, который лучше всего подходил для автомобилей с двигателями объемом до двух литров. Однако есть один очень важный момент: коробка передач французского автомобиля получила совершенно другое программное обеспечение, что существенно повлияло на поведение кроссовера как в городских, так и в загородных условиях. В рамках данной статьи мы расскажем об устройстве, надежности и ресурсе вариатора Renault Kaptur 1.6.
Особенности устройства вариатора Рено Каптур 1.6
Все системы современного автомобиля подвергаются постоянной эволюции, устаревшие технологии производства заменяются совершенно новыми. На смену конструктивно устаревшим узлам и агрегатам приходят революционно новые решения. Если механическая коробка передач хорошо известна, то с вариатором все наоборот. В последнее время появилось гораздо больше информации о бесступенчатом режиме, и вариаторы с ременным приводом больше не являются секретом. Тем не менее, такая коробка передач остается чуждой для многих автомобилистов и становится причиной излишних сомнений при выборе автомобиля. Автолюбителям хорошо известны основные преимущества и недостатки механической коробки передач. Основным преимуществом механической коробки передач является ее высокая надежность и простота обслуживания. Однако он имеет ограниченное количество передач и фиксированное передаточное число. Все это приводит к тому, что иногда даже на абсолютно ровной дороге не хватает скорости, к тому же двигателю и коробке передач приходится преодолевать внешнее сопротивление, что приводит к толчкам при переключении на более высокую передачу.
Вариатор имеет практически бесконечное количество ступеней, и благодаря постепенному изменению крутящего момента на ведущем и ведомом колесе переключение передач происходит более плавно. С точки зрения поведения вариаторные автомобили похожи на электромобили. Фактически, водителю достаточно нажать на педаль акселератора, после чего автомобиль начинает плавно двигаться и также плавно переключает передачи. На сегодняшний день известно несколько вариантов бесступенчатых автоматических трансмиссий, как, например, в случае с французским кроссовером Renault Kaptur, как уже упоминалось выше, он имеет клиноременную модификацию японского агрегата от Jatco, а именно модель JF015E.
Этот механизм является наиболее распространенным из-за относительной простоты конструкции. Он состоит из двух шкивов, соединенных клиновым ремнем. Два шкива, один приводной и один ведомый, требуют крутящего момента, прочны и имеют длительный срок службы. Другие структурные части выглядят следующим образом
- блок управления вариатором;
- Реверс - механизм, позволяющий автомобилю двигаться задним ходом;
- Преобразователь крутящего момента - некоторые модели, такие как JF011E, JF013E, не имеют его;
- сам вариатор;
- развязывающий механизм между коробкой передач и двигателем;
- конусы;
- фильтрующие элементы.
Вариатор на Renault Kaptur оснащен гидротрансформатором, призванным смягчить нагрузки, действующие на главные валы. Однако ключевой особенностью JF015E является не гидротрансформатор, а двухступенчатый прямой привод и пакеты фрикционных сцеплений. По сути, конструкция представляет собой не что иное, как симбиоз автоматической двухступенчатой коробки передач и вариатора. Долгое время ремень на вариаторе представлял собой резиновый элемент, как на многих скутерах. Этот продукт не отличался длительным сроком службы и гибкостью (средний срок службы составлял 50 000 километров). Сейчас производители используют клиновые ремни со стальной лентой, которые по надежности выгодно отличаются от своих предшественников.
Насколько надежен вариатор на Renault Kaptur 1.6
Вариаторы "воют", посыпая дороги металлической стружкой в самом начале жизни автомобиля? За последние несколько лет вокруг бесступенчатой трансмиссии выросли десятки мифов. Однако большинство из них не имеют ничего общего с реальностью. "Nissan X-Tronic может похвастаться впечатляющим сроком службы по сравнению с решениями конкурентов. Однако следует четко понимать, что хотя срок службы трансмиссии рассчитывается на весь срок службы автомобиля, на практике не всегда удается выжать из трансмиссии максимум. Ресурс двигателя в Renault Captur составляет не менее 250 000-300 000 километров, поэтому вероятный ресурс вариатора можно измерить теми же цифрами.
То есть, если безредукторная коробка ни разу не ломалась при пробеге 250 000 км, можно с уверенностью сказать, что она надежна. В наши дни известно много таких случаев. Однако надежность коробки передач тесно связана со стилем и характером вождения. Сократить срок службы коробки передач может ряд факторов: скоростная езда по пересеченной местности и бездорожью, что негативно сказывается на общем состоянии автомобиля. Следует учитывать, что Renault Kaptur - это городской кроссовер, а не покоритель лесов и болот. Автомобиль не рассчитан на "выживание" в суровых условиях, а его двигатель вместе с коробкой передач не способен адекватно работать на пределе возможностей.
Тем не менее, умеренная и тихая работа автомобиля обеспечит владельцу вариаторного кроссовера множество положительных эмоций. Более того, бесступенчатая трансмиссия обеспечит:
- быстрое ускорение автомобиля с места остановки;
- плавное переключение передач;
- нет необходимости переключать передачи вверх и вниз;
- вариатор способен изменять скорость на одних и тех же оборотах;
- более мягкая и плавная работа приводного механизма.
Производитель заверил в паспортных данных время разгона Renault Kaptur 1.6 с вариатором до 100 км/ч за 12,9 секунды, но на практике это время занимает чуть больше - около 14 секунд. Расход топлива автомобиля с бесступенчатой трансмиссией - извечная тема для обсуждения на автомобильных форумах. Для Renault Kaptur 1.6, например, паспортный показатель составляет 8 литров на 100 километров в городе, но при неумелом и агрессивном вождении будьте готовы к цифрам 10 или даже 11 литров на сотню. Вариатор не терпит серьезных нагрузок, иначе он реагирует повышенной "прожорливостью" двигателя и снижением потенциального ресурса.
Приобретая Renault Kaptur 1.6, вы должны быть готовы пересмотреть свой стиль вождения, если раньше вам часто хотелось вдавить педаль газа в пол.
Уязвимые места клиноременного вариатора Renault Kaptur 1.6
В клиноременном вариаторе вместо привычных шестеренок мотоциклист найдет конусы ремня - самую дорогостоящую и, соответственно, проблемную часть коробки передач. Отказ клинового ремня происходит особенно быстро, особенно если автомобиль используется не по назначению. В прошлом особенно проблематичными были резиновые ремни, но теперь, после установки стального механизма, это стало намного проще. Эксперты советуют заменять ремень даже в качестве меры предосторожности, не дожидаясь его полного разрыва. Если ремень порвется, это приведет к серьезным последствиям, поэтому рекомендуется заменять его одновременно с коническими роликовыми подшипниками (в среднем через 60 000 - 80 000 миль).
Ремень может прослужить гораздо дольше, а вот конические роликоподшипники вряд ли, поскольку они считаются наиболее уязвимой частью конструкции. На подшипники обычно указывает внезапный громоподобный шум из-под автомобиля. Но при первом появлении шума важна профессиональная диагностика: возможно, гудит ремень, подшипники, конусы и другие внутренние компоненты CVT. На практике владельцы Renault Kaptur 1.6 отмечают появление первых симптомов уже после 50 000 км пробега. Подшипники обычно начинают гудеть в результате естественного износа или из-за небрежного вождения, плохого трансмиссионного масла. Но это не все причины, которые приводят к быстрому выходу из строя вариатора. Также следует обратить внимание на следующие моменты:
- В результате неэффективной работы фильтров вариатора продукты износа попадают на поверхность основных компонентов трансмиссии, что провоцирует появление ненужных шумов. На CVT есть два фильтра - один из них представляет собой сетчатый фильтр, установленный в нижней части вариатора и заключенный в металлический корпус. Другой - это небольшой бумажный фильтр, который находится в корпусе под теплообменником. Важно менять фильтры одновременно с заменой масла.
- Подшипники сомнительного качества - как говорится, нельзя выигрывать каждый раз. В одном случае CVT остается тихим и послушным на протяжении 100 000 или даже 200 000 км, в другом - начинает шуметь уже после первых 50 000 км. Это говорит о том, что подшипники CVT не стабильны и, следовательно, не надлежащего качества, так как они не всегда служат до первой плановой замены масла.
- Преждевременный износ шлицов планетарной передачи - это не конструктивный недостаток, а следствие неэффективного вождения, направленного не на поддержание технических характеристик автомобиля, а на их скорейшее снижение.
- Неисправность редукционного клапана масляного насоса - еще одна распространенная причина, по которой владельцы Renault Captur 1.6 вынуждены обращаться в специализированные сервисы. Основными симптомами неисправности клапана являются рывки и подергивания автомобиля. Клапан может заклинить в промежуточном положении из-за неэффективной работы магнита, который собирает металлическую стружку. В результате продукты износа вызывают падение давления масла в системе, со всеми вытекающими последствиями: перекос вала, проскальзывание ремня.
Можно сказать, что это все типичные проблемы, которые влияют на вариатор с клиновым ремнем. Существуют и нетипичные нарушения, возникающие в результате неправильного обслуживания и агрессивного вождения - механическая поломка насоса гидротрансформатора, приводящая к полному обездвиживанию автомобиля, неисправность блока управления или возгорание его внутренних компонентов.
Ремонт и обслуживание Renault Kaptur CVT 1.6
Среди большинства водителей бытует мнение, что ремонт и обслуживание вариатора - это проблематичная и дорогостоящая задача. Что касается ремонта CVT, то в настоящее время трудностей не возникает, по крайней мере, в крупных и средних городах. Если ваша бесступенчатая трансмиссия перестала работать должным образом, постарайтесь найти профессионального мастера, который уже имеет в своей практике выполнение подобных работ. Многие люди ошибочно полагают, что квалифицированных специалистов просто невозможно найти. Это совершенно неверно, возможно, так было и пять лет назад, но сейчас есть достаточно квалифицированных специалистов и специализированного оборудования для диагностики и ремонта JF015E. Вы не сможете самостоятельно отремонтировать вариатор. Например, чтобы открутить конусы вариатора для снятия ремня, потребуется специальный инструмент. Еще один открытый вопрос - обслуживание CVT. Техническое обслуживание вариатора заключается в периодической замене трансмиссионного масла и фильтров.
Фильтр грубой очистки в чаше вариатора следует очищать при первой замене ATF, фильтр тонкой очистки следует менять регулярно. Масло в автомобиле Renault Kaptur 1.6 следует менять каждые 60 000 км. Лучше всего использовать продукт, рекомендованный производителем - Nissan NS-3 (номер детали KLE53-00004). Для частичной замены масла достаточно 4-литровой канистры, но для полной замены масла вам понадобится 5-литровая канистра, фильтры и уплотнение картера вариатора. Рекомендуется сбросить счетчик "старения масла" после обработки, если этого не сделать, система будет периодически напоминать вам о необходимости замены ATF. В принципе, если счетчик не сброшен в ноль, ничего страшного не произойдет, поскольку ошибка просто "зависнет" в памяти на уровне программирования. Лучше, если замена масла будет производиться через 50 000 км, а не через 60 000 км, одновременно с установкой нового фильтра предварительной очистки. Сокращение межсервисных интервалов связано с суровыми климатическими условиями в большинстве регионов России.
Отзывы автовладельцев о надежности вариатора JF015E
Вариатор Renault Kaptur 1.6 часто страдает от нарушения естественного теплообмена с окружающей средой. В моторном отсеке установлен дополнительный радиатор, который первым встречает поток воздуха, предназначенный для охлаждения коробки передач. Воздушные каналы в бампере быстро забиваются пылью, мелкими насекомыми и частицами грязи, что немедленно сказывается на температурных характеристиках CVT. В случае сбоя, связанного с температурой, блок управления переводит CVT в "аварийный" режим, и автомобиль останавливается посреди дороги. Мигающий светодиод на приборной панели является признаком того, что коробка передач работает не так, как должна.
Стоит сказать несколько слов о различиях между JF015E в Renault Kaptur и другими модификациями. Коробка передач запрограммирована таким образом, что при нажатии на педаль акселератора только на треть виртуального переключателя происходит псевдопереключение передач, что обеспечивается так же для плавного перехода на более высокие скорости. Теперь владельцы кроссоверов не заметят прыгающую стрелку тахометра и не услышат характерного "воя" автоматической коробки передач при переключении скоростей. Фактически, в CVT нет передач, просто электронная часть вариатора настроена на линейную передачу крутящего момента и последовательное ускорение. Далее обратимся к отзывам владельцев, владеющих французским кроссовером с бесступенчатой трансмиссией.
Отзывы автовладельцев о вариаторе Renault Kaptur 1.6:
- Павел, Волгоград. Здравствуйте, предлагаю Renault Kaptur 2016 года выпуска, двигатель 1.6 литра HR16DE/H4M, собранный в Тольятти. На версии кроссовера установлен японский вариатор Jatco, который устанавливается на многие автомобили Nissan. Сочетание двигателя и бесступенчатой трансмиссии весьма удачно. Автомобиль резко стартует, после механики немного непривычно, но, конечно, привыкание - вопрос времени. Пробег у него уже 60 000 км, до сих пор один раз менял трансмиссионное масло и фильтр тонкой очистки, тот, что в масляном картере, только промыл и убрал. В целом, за это время над автомобилем были проведены некоторые работы, передняя амортизационная стойка заменена по гарантии, схождение колес после регулировки. Автомобиль в целом надежен, как и сам вариатор. Но в дилерском центре меня сразу предупредили, что с Renault Kaptur CVT 1.6 ездить не получится, вариатор не любит перегрева, перегрузок, буксировки. В целом автомобиль предназначен для спокойной езды в черте города, но на автостраде иногда можно дать немного "жару". Обгон кроссовер совершает спокойно, без суеты, коробка передач работает точно и непрерывно. Передачи переключаются плавно и почти незаметно. Что касается ресурса, то здесь нужно ориентироваться на средний параметр - около 180 000 километров. Хотя и до этого могут возникнуть некоторые проблемы, особенно уязвимы конические роликовые подшипники - они начинают гудеть.
- Станислав, Чита. Лично я не понимаю, почему некоторые автовладельцы так боятся машин с вариатором. Я владею автомобилем Renault Kaptur 1.6 - это мой третий автомобиль с бесступенчатой коробкой передач. До французского кроссовера я ездил на Honda CRV (пробег 140 000 км, потом продал, но проблем с вариатором не было), после была Honda CRZ (пробег 90 000 км и тоже никаких проблем с вариатором). Сейчас абсолютно новый Капот имеет всего 20 000 километров на одометре, автомобиль был куплен у дилера в 2018 году, базовая комплектация. Вариатор настроен грамотно, крутящий момент при переключении на повышенную передачу совсем не ощущается, связка 1,6-литрового двигателя и коробки передач весьма удачна. Он легко уворачивается от грузовиков, движущихся со скоростью 90-100 км/ч по автостраде. Вы нажимаете на педаль газа, и он сразу же ускоряется. Но вариатор не терпит плохих настроек. Большие нагрузки, заносы, быстрый старт и торможение приводят к растяжению клинового ремня, подшипники быстро изнашиваются. В общем, ездите аккуратно, и проблем с автомобилем не будет.
- Валерий, ул. Вариатор Renault Kaptur 1.6 Мне нравится динамика, которую придает кроссоверу двигатель мощностью 114 лошадиных сил. Что касается надежности коробки передач, скажу так: по статистике, большинство JF015E доживают до 160-180 000 км, а затем требуют капитального ремонта. В редких случаях вариатор может работать столько же, сколько и двигатель автомобиля. Клиновой ремень и конические роликовые подшипники на JF015E быстро изнашиваются. Стоимость нового ремня составляет от 18 000 до 20 000 рублей. Если вы любите ломаться на светофорах, будьте готовы быстро заменить антипробуксовочное оборудование - это будет стоить около 10 000 рублей. Изношенные конические роликовые подшипники можно заменить примерно за 30 000 рублей (комплект новых оригинальных деталей + трудозатраты). Однако если гидроблок выйдет из строя, то ремонт выльется в десятки тысяч рублей, и не факт, что коробка после этого будет работать исправно. Проще купить новый вариатор. Своевременно проводите диагностику JF015E, реагируйте даже на малейшие признаки неисправности и, конечно же, обслуживайте свой автомобиль в соответствии с правилами.
- Анатолий, Минск. Для тех, кто не знает, какой вариатор у Renault Kaptur, скажу, что этот кроссовер оснащен японской бесступенчатой трансмиссией Jatco - модель JF015E. Этот вариатор хорошо зарекомендовал себя при установке на автомобили Nissan. В пользу оснащения автомобиля вариатором могу сказать, что расход топлива в городе гораздо ниже, чем на механической или автоматической коробке - около 7,5 литров при плавном движении. Мне также нравится работа CVT, с легким обгоном, отзывчивым и хорошо настроенным блоком управления. Важно вовремя менять фильтры и трансмиссионное масло, но у меня пока не так много времени на рутинное обслуживание.
- Даниил, Ростов. Я езжу на Renault Kaptur 1.6 передний привод + CVT, пока что я полностью доволен автомобилем, пробег на данный момент составляет 65 000 км. Я не слышал ни одного случая выхода из строя вариатора до 120 000-150 000 км. Нужно очень постараться, чтобы конические роликовые подшипники или клиновой ремень вышли из строя за это время. По возможности меняйте его каждые 60 000 км, нет ничего плохого в том, чтобы менять его даже чаще (это только плюс). Я установил новый фильтр грубой и тонкой очистки - Nissan 31728-3JX0A вместе с маслом Nissan NS-3, соблюдая момент затяжки. Если этот автомобиль не перегружен, то максимум, чем он рискует после 180-200 км - замена ремня и подшипника. Гидравлический блок и контроллер вариатора ломаются очень, очень редко.
- Кирилл, Москва. Не рекомендую экспериментировать с трансмиссионным маслом, для Jatco JF015E покупайте только Nissan NS-2 или NS-3. Если смазка будет работать неэффективно, масляный клапан вскоре забьется металлической стружкой и другими включениями. Большое значение для внутренней чистоты вариатора имеют специальные магниты, которые улавливают эту самую стружку, но они часто не справляются со своей задачей. Не забывайте менять фильтры - один для грубой очистки, другой для тонкой. Срок службы вариатора составляет примерно 180 000 км безотказной работы.
Вариатор Jatco JF015E относится к типу автоматических коробок передач. CVT ценится за такие характеристики, как низкий уровень шума, высокая производительность, лучшая экономия топлива при более спокойном стиле вождения. Чтобы сохранить срок службы вашей трансмиссии, соблюдайте несколько простых правил и рекомендаций. Вариатор Renault Kaptur 1.6 плохо переносит постоянные высокие обороты, буксировку, лучше не перегружать автомобиль, а буксировать прицеп не рекомендуется. Хотя число квалифицированных специалистов по ремонту CVT в последние годы значительно увеличилось, ремонт CVT по-прежнему является дорогостоящей операцией, как по деньгам, так и по времени.