Инженеры Toyota постоянно экспериментируют с коробками передач для своих внедорожников. Вокруг вариатора Toyota Rav 4 было много споров - мнения владельцев остаются неоднозначными даже при рассмотрении текущих серийных моделей.
Марка вариатора Рав 4
Трансмиссии CVT, похожие на современные CVT, появились в автомобилях Toyota в начале 1990-х гг. Одной из первых серийных моделей с таким решением стал внедорожник RAV4 с 2-литровым бензиновым двигателем. Этот вариант коробки передач быстро стал модным благодаря бесшумному переключению передач. С одной стороны, комфортная езда благодаря бесступенчатому переключению передач, но с другой - быстрый естественный износ и очевидные технические недостатки.
Toyota Rav 4 предлагается не только с вариатором: можно найти даже модели с классическим автоматом и передним приводом. Почти каждый, кто планирует приобрести популярный внедорожник, хочет знать - стоит ли выбирать CVT или лучше остановиться на классическом варианте трансмиссии.
Как устроен и работает вариатор в Toyota RAV 4
Вариаторная коробка передач - один из способов экономичного и комфортного управления автомобилем. Особенностью работы является уникальная бесступенчатая трансмиссия (CVT), которая обеспечивает плавность хода и отсутствие рывков при разгоне. Во время ускорения CVT предотвращает увеличение оборотов двигателя, тем самым экономя топливо. Техническая реализация вариаторов, используемых в модельном ряду RAV4, существенно отличается от классических вариантов на базе механической и автоматической трансмиссии.
Модели 2010, 2011 и 2013 годов оснащались версией клиноременной трансмиссии (K111F), которая основана на двух валах с клиновым ремнем (первый идет от двигателя, а второй - к ведущим колесам).
Для соединения используется ремень, степень натяжения которого меняется в зависимости от положения на валах.
Соотношение изменяется путем увеличения или уменьшения расстояния между валами и положения ремня. Специальные функции включают:
- в момент переключения ток не прерывается;
- сближение и реверс осуществляется за счет центробежной силы и системы пружин;
- Соотношение всегда остается динамичным и контролируется автономным блоком управления;
- Срок службы этого вариатора на автомобиле RAV 4 в значительной степени зависит от степени износа ремня.
В модификациях 2015, 2017 и 2018 годов (XA40) инженеры Toyota перешли на систему гидротрансформатора. Технология реализована аналогичным образом, но за изменение расстояния между валами отвечает полностью управляемая компьютером гидравлическая система. Такой подход считается более безопасным и стабильным, благодаря способности предотвращать случайное соскальзывание ремня.
Отзывы о вариаторе на РАВ4: преимущества и недостатки
Мнение водителей, столкнувшихся с вариаторной трансмиссией, а также технические характеристики являются основными помощниками в определении целесообразности покупки RAV4 в комплектации CVT. Среди преимуществ решения основными являются:
- Экономичность и безопасность - двигатель постоянно работает на оптимальных оборотах без необходимости переключения на повышенные или пониженные. Это значительно снижает расход топлива. Содержание загрязняющих веществ в выхлопных газах также снижается.
- Плавность хода - особая форма дисков на валах полностью решает проблему рывков автомобиля при переключении передач. RAW 4 с вариаторной коробкой передач разгоняется и тормозит плавно, что не вызывает дискомфорта.
- Малый вес - CVT намного легче автоматики и механики, следовательно, вес автомобиля ниже. Это положительно влияет на динамику и ускорение, а также снижает износ деталей и механизмов, участвующих в работе двигателя и привода.
Наряду с заметными преимуществами, устройство имеет и ряд недостатков. Как правило, они появляются в начале жизни автомобиля и остаются на протяжении всего срока службы коробки. Основные недостатки, независимо от поколения, включают:
- Внеземной шум - независимо от оборотов двигателя, CVT работает очень громко. Toyota частично решает проблему шумоизоляции, причем многие сознательно избавляются от заводской защиты и тратят деньги на более продуктивные решения.
- Необходимость аккуратного вождения - вождение на вариаторе частично отличается от того, к чему вы привыкли на механической или автоматической коробке передач. Водители всегда должны соблюдать определенные правила, что привело к появлению множества руководств для владельцев РАФ 4. Существуют также нюансы технического обслуживания.
- Стоимость - Вариаторные трансмиссии считаются одними из наименее ремонтопригодных. Обычно на станциях технического обслуживания при обнаружении неисправностей используют довольно дорогие ремонтные комплекты, заменяя большинство поврежденных коробок. Получить коробку передач в сборе также непросто - их приходится заказывать непосредственно на заводе, что приводит не только к удорожанию, но и к длительному простою автомобиля для ремонта.
Специфика передачи, о которой идет речь, создает неоднозначное впечатление. Вариатор в Toyota RAW4, по отзывам владельцев, проблемный, но удобный.
Тем, кто решил приобрести автомобиль в такой комплектации, необходимо тщательно соблюдать правила эксплуатации и вовремя проводить все техническое обслуживание. Если вы рассматриваете вариант покупки с передачей, желательно проверить, была ли заменена коробка передач. Чаще всего они выходят из строя ближе к 150 тыс. км.
Основные неисправности вариатора
CVT - довольно чувствительная коробка передач, и ее можно сломать, не соблюдая всех рекомендаций. Среди основных источников проблем:
- некачественное трансмиссионное масло или нарушение сроков замены масла;
- агрессивное вождение - длительная работа двигателя на высоких оборотах и резкое торможение;
- частое использование машины при больших нагрузках.
Даже соблюдая все правила и регулярно обслуживаясь в официальных сервисных центрах, владельцы Toyota RAV 4 не застрахованы от неисправностей. Основной причиной является несоосность шкивов, что приводит сначала к нарушению натяжения ремня, а затем к его обрыву.
Другим источником проблем является фланец корпуса подшипника вариатора, который подвержен механическим нагрузкам. Повреждение этого фланца приводит к утечке масла, а мелкий мусор может попасть в коробку передач и вызвать заедание.
Ремонт и замена вариатора Toyota RAV 4
Стоит отметить: ремонт возможен в условиях полностью оборудованной станции технического обслуживания, самостоятельные действия могут усугубить проблемы с трансмиссией. Устранение неисправности начинается с проведения комплексной диагностики. В ходе диагностики выявляется причина неисправности и определяется дальнейшая работа.
Ремонтные мероприятия включают разборку коробки передач, частичную разборку и дополнительный визуальный анализ. Затем следует - в зависимости от неисправности - замена ремня, переключателей, уплотнений, прокладок или шагового двигателя. На более новых моделях возможно устранение проблем с системой гидротрансформатора путем частичной разборки, замены компонентов и сварки с калибровкой.
После установки коробки принято сбрасывать показания бортового компьютера и повторно проверять ошибки. Полная замена вариатора - более сложная и дорогостоящая процедура. Работа осложняется длительным ожиданием оригинального блока с завода-поставщика.
Что лучше: автомат или вариатор
Вы сами получите четкий ответ на этот вопрос, испытав модели с различными коробками передач. Автоматические коробки передач выигрывают благодаря высокому сроку службы, надежности и хорошей ремонтопригодности. При надлежащем техническом обслуживании срок службы автоматических коробок передач составляет не менее 300 000 км.
Однако комфорт, обусловленный отсутствием рывков и меньшим расходом топлива, находится на противоположной стороне.
Раздражает повышенный шум, устранение которого является дополнительным расходом для владельца. В основном, на Toyota RAW 4 в запасе теряется вариатор - проблемы могут возникнуть уже через 100 тыс. км.
Как продлить срок службы вариатора
Несмотря на повышенную чувствительность, можно защитить CVT, следуя нескольким правилам. Некоторые из них являются рекомендациями производителей, другие были получены из отзывов, видео и советов владельцев вариатора Toyota RAV 4:
- лучше не начинать движение с силой, нажимая на педаль акселератора, так как это делает ремень менее надежным;
- Перевозка тяжелых грузов и буксировка прицепов - самый быстрый путь к износу агрегата;
- Частая езда на высоких скоростях может привести к тому, что обороты двигателя выйдут из-под контроля;
- CVT боится холода, поэтому зимой лучше прогреть автомобиль (хотя бы 10 минут);
- на светофорах и других коротких остановках не используйте нейтральное положение коробки передач, лучше оставить движение;
- Хотя RAW 4 классифицируется как кроссовер, но постоянная езда по бездорожью приведет к быстрому сокращению срока службы.
Осторожная эксплуатация автомобиля в городских условиях - лучший способ гарантировать, что CVT не выйдет из строя, а владелец автомобиля не понесет серьезных финансовых потерь. Важно использовать только рекомендованные производителем масла и своевременно проводить техническое обслуживание.
Рекомендуем прочитать эту статью - Toyota Rav 4 руководство по обслуживанию.