Эта статья была написана по предложению многих вопросов на нашем форуме, связанных с неправильным пониманием кислородного датчика или лямбда-зонда.
Прежде всего, необходимо перейти от общего к частностям и понять работу системы в целом. Только тогда сформируется правильное понимание работы этого довольно важного компонента ECM и станут понятны методы диагностики.
Чтобы не углубляться в дебри и не перегружать читателя информацией, я расскажу о циркониевом лямбда-зонде, используемом в автомобилях ВАЗ. Желающие разобраться глубже могут самостоятельно найти и прочитать материал о титановых зондах, широкополосных датчиках кислорода (BCO) и выяснить методы тестирования. Мы поговорим о самом распространенном датчике, известном большинству диагностов.
Итак, кислородный датчик. Раньше это был просто чувствительный элемент, без какого-либо нагревателя. Датчик нагревался от выхлопных газов, и ему требовалось очень много времени, чтобы нагреться. Строгие нормы выбросов требуют, чтобы датчик работал как можно быстрее, поэтому лямбда-датчик был оснащен встроенным нагревателем. Именно поэтому датчик кислорода ВАЗ имеет четыре контакта: два из них - нагреватель, один - земля и еще один - сигнал.
Из всех этих контактов нас интересует только первый сигнал. Его форму напряжения можно рассматривать двумя способами:
(a) с помощью сканера
(b) с помощью мотор-тестера, подключив щупы и запустив самописец.
Второй метод, как правило, является предпочтительным. Почему? Потому что мотор-тестер позволяет оценить не только ток и пиковые значения, но и форму сигнала и скорость его изменения. Скорость изменения является лишь характеристикой хорошего состояния датчика.
Итак, итог: кислородный датчик реагирует на кислород. Не смесь. Не угол опережения зажигания. Ни к чему другому. Только кислород. Это необходимо осознать. Как именно это происходит, подробно описано здесь.
Опорное напряжение 0 . 45 В. Чтобы быть абсолютно уверенным, можно отсоединить разъем датчика и проверить это напряжение мультиметром или сканером. Это нормально? Затем снова подключите датчик.
Кстати, в старых иномарках опорное напряжение "расшатывается", в результате чего нарушается нормальная работа датчика и всей системы. Чаще всего опорное напряжение при отключенном датчике выше необходимого 0 . 45 В. Проблема решается путем подбора и установки резистора, который подтягивает напряжение к "земле", так что опорное напряжение возвращается к требуемому уровню.
Далее схема датчика проста. Если в газах, омывающих датчик, много кислорода, напряжение упадет ниже 0. 45 В, до примерно 0 . 1 В. Если кислорода мало, напряжение становится выше, около 0 . 8 - 0 . 9 В. Прелесть циркониевого датчика в том, что он "перескакивает" с низкого напряжения на высокое, когда в выхлопных газах есть кислород, что соответствует стехиометрической смеси. Это необычное свойство используется для поддержания смеси на стехиометрическом уровне.
Поняв, как работает датчик, легко понять, как его проверить. Предположим, что ЭБУ генерирует ошибку, связанную с этим датчиком. Например, P 0131 'Сигнал датчика кислорода 1 низкий'. Поймите, что датчик отражает состояние системы, и если смесь действительно низкая, он отразит это. И заменять его абсолютно бессмысленно!
Как же выяснить, в чем проблема - в датчике или в системе? Очень просто. Давайте смоделируем эту или любую другую ситуацию.
1 . Например, если вы жалуетесь на бедную смесь и низкое напряжение на сигнальном контакте датчика, увеличьте подачу топлива, пережав шланг обратки. Или, если его не хватает, путем впрыска бензина во впускной коллектор из шприца. Как отреагировал датчик? Указана ли в нем обогащенная смесь? Если да, то нет смысла его заменять, нужно искать причину, по которой система не подает достаточное количество топлива.
2 . Если смесь богатая и зонд показывает это, попробуйте создать искусственное всасывание, сняв часть вакуумного шланга. Упало ли напряжение на зонде? Тогда он вполне пригоден к эксплуатации.
3 . Вариант третий (довольно редкий, но доступный). Создаем подсос, сжимаем обратку - а сигнал на датчике не меняется, просто висит на уровне 0. 45 В, или меняется, но очень медленно и в небольших пределах. Вот и все, датчик мертв. Это связано с тем, что он должен чутко реагировать на изменения в смеси, быстро изменяя напряжение на сигнальном выводе.
Для лучшего понимания я бы добавил, что при небольшом опыте легко определить степень износа датчика. Это происходит за счет крутизны фронтов перехода от богатого к обедненному и наоборот. Хороший, исправный датчик реагирует быстро, переход почти вертикальный (с помощью мотор-тестера, конечно). Отравленный или просто изношенный датчик реагирует медленно, фронты перехода плавные. Такой датчик необходимо заменить.
Поняв, что датчик реагирует на кислород, легко понять следующий общий момент. Во время пропуска зажигания, когда смесь атмосферного воздуха и бензина выходит из цилиндра в выпускную систему, лямбда-датчик реагирует на большое количество кислорода, содержащегося в этой смеси. Поэтому, если зажигание обойдено, очень вероятно возникновение ошибки, указывающей на бедную воздушно-топливную смесь.
Еще один важный момент, на который следует обратить внимание, - это возможное попадание атмосферного воздуха в выхлопную магистраль перед лямбда-зондом. Мы упоминали, что датчик реагирует на кислород. Что произойдет, если произойдет утечка выхлопных газов? Датчик будет реагировать на высокое содержание кислорода, что эквивалентно обедненной смеси. Примечание: эквивалент! В этом случае смесь может быть (и будет) богатой, а сигнал зонда ошибочно воспринимается системой как наличие обедненной смеси. И ЭБУ обогатит его! В результате мы имеем парадоксальную ситуацию: ошибка "бедная смесь", а газоанализатор показывает, что она богатая. Кстати, анализатор в этом случае является очень хорошим диагностическим помощником. Как использовать извлеченную с его помощью информацию, описано в этой статье.
1 . Нужно очень четко различать неисправность ЭБУ и неисправность лямбда-зонда.
2 . Датчик можно проверить, проверив напряжение на его сигнальном проводе с помощью сканера или подключив к сигнальному проводу тестер двигателя.
3 . Искусственно имитируя обедненную или обогащенную смесь и наблюдая за реакцией зонда, можно сделать надежные выводы о его правильной работе.
4 . По крутизне перехода напряжения от "богатого" к "обедненному" и наоборот можно легко определить состояние лямбда-зонда и его оставшийся срок службы.
5 . Ошибка, указывающая на неисправный лямбда-зонд, не является причиной для его замены.
Источник
Провода лямбда-зонда — подключение датчика кислорода
Лямбда-зонд - это датчик, определяющий процентное содержание кислорода в выхлопных газах и передающий эту информацию в электронный блок управления. ЭБУ регулирует состав топливно-воздушной смеси на основе полученных данных. В некоторых случаях требуется замена кислородного датчика, но его подключение на первый взгляд выглядит сложным. Давайте рассмотрим жгут проводов лямбда-зонда и как правильно его подключить.
Общие правила подключения
С 1999 года, как правило, автомобили оснащаются циркониевыми или титановыми датчиками кислорода, которые соответствуют определенным стандартам по цвету проводов. Количество проводов обычно составляет четыре. Таблицы для обоих зондов приведены ниже. В подавляющем большинстве случаев необходимо проверить первый стол на наличие циркониевых зондов, но иногда могут быть обнаружены титановые зонды.
Если сравнение показывает, что сочетание цветов в одной из колонок таблицы соответствует цвету лямбда-зонда вашего автомобиля, это означает, что зонд имеет такую конструкцию, и вам следует выполнить распиновку в соответствии с этими данными.
Цветовые комбинации (циркониевые зонды)
Читайте также: Chevrolet Lacetti Загорание датчика ABS в чем причина?
Цветовые комбинации (титановые зонды)
Советы по использованию таблицы:
- Проверьте провода датчика кислорода в вашем автомобиле.
- Сравните их цвета с колонками в таблицах.
- Если один из них имеет точно такие же цвета, то это и есть тот дизайн, который у вас есть, и его следует использовать в качестве отправной точки.
Например, ваш лямбда-датчик имеет четыре провода таких цветов: бежевый, фиолетовый и два коричневых. Такая же комбинация указана в четвертом столбце первой таблицы. Таким образом, у вас есть устройство из диоксида циркония с теми же проводами и принципом работы. Далее посмотрите на первый столбец той же таблицы и увидите, что расположение проводов следующее: бежевый идет на землю (минус), фиолетовый отвечает за передачу сигнальных данных, а два коричневых нужны для работы нагревателя. Таким образом, вы сможете четко определить провода по их оттенкам.
Инструкция по подключению датчика кислорода
Данное руководство предназначено только для информационных целей. Мы настоятельно рекомендуем, чтобы эту ответственную процедуру выполнял специалист по обслуживанию с соответствующим опытом.
- Отметьте или запишите положение проводов датчика. Отсоедините штекер от электронного блока автомобиля, не повредив и не отсоединив провода датчика. Осторожно снимите старую лямбду.
- Обрежьте жгут проводов нового универсального датчика так, чтобы каждый последующий провод был на 4 см короче предыдущего (можете начать с того, который вам нравится). Также закоротите провода от старого разъема датчика.
- Нанесите специальную изоляцию и водяной экран на каждый провод (широким концом водяного экрана в сторону места соединения проводов).
- Удалите кусачками 8 мм изоляции с каждого провода, затем наденьте контактное соединение и сожмите конструкцию так, чтобы соединение было идеальным, а неизолированные провода не торчали. Начинайте соединение с самого короткого провода, чтобы облегчить подключение.
- Наденьте водяной экран на оба конца пучка проводов в направлении соединения, полностью закрыв место соединения изоляционной трубкой. Закрепите конструкцию горячим феном.
- Установите сам датчик, сняв защитную крышку. Расположение контактов жгута проводов лямбды поможет вам проложить новый жгут проводов в том же цвете, что и старый. Обратите пристальное внимание на подключение и установку жгута проводов, чтобы он не соприкасался с каталитическим нейтрализатором, коллектором или другими частями автомобиля, которые нагреваются до высоких температур.
Своевременная замена лямбда-зонда очень важна. Если ЭБУ автомобиля не получает достоверной информации об уровне кислорода в выхлопе, он будет работать на основе усредненных параметров, поэтому топливно-воздушная смесь не будет оптимальной - это негативно скажется на состоянии автомобиля.
Наш автосервис в Санкт-Петербурге специализируется на диагностике и ремонте выхлопных систем различных автомобилей, от ВАЗа до иномарок. Мы гарантируем высокое качество ремонта и короткие сроки. Не рискуйте своими технологиями - обращение к профессионалам сэкономит вам много нервов и, в конечном итоге, денег, ведь самостоятельный ремонт по советам форумов может привести лишь к более серьезным дефектам.
Источник
Клуб владельцев корейских автомобилей
Водитель KIA - это самостоятельная личность, способная справиться с любой мыслимой и немыслимой неожиданностью.
Текущее время: 02 декабря 2021, 16:42
Датчик кислорода (лямбд зонд)
Датчик кислорода (лямбд зонд)
Dimasik " 25 фев 2011, 17:35
Re: Датчик кислорода (лямбд зонд)
Томпсон " 25 фев 2011, 17:51
Re: Датчик кислорода (лямбд зонд)
Dimasik " 25 фев 2011, 18:07
Re: Датчик кислорода (лямбд зонд)
Томпсон " 25 фев 2011, 18:14
Бог знает...
http://www.kia-clarus.ru/html/5_0.htm ищите здесь! Я посмотрю too..... тем временем.
Добавлено через 7 мин 13 сек:
М? №1
Re: Датчик кислорода (лямбд зонд)
SergejGeorg " 25 фев 2011, 18:27
Re: Датчик кислорода (лямбд зонд)
Dimasik " 25 фев 2011, 18:28
Re: Датчик кислорода (лямбд зонд)
devil9562876 " 25 фев 2011, 19:15
Re: Датчик кислорода (лямбд зонд)
KENIG " 25 фев 2011, 19:39
Re: Датчик кислорода (лямбд зонд)
Dimasik " 25 фев 2011, 20:54
Re: Датчик кислорода (лямбд зонд)
NikVas " 25 фев 2011, 21:33
Re: Датчик кислорода (лямбд зонд)
KENIG " 25 фев 2011, 21:43
Re: Датчик кислорода (лямбд зонд)
KMP " 25 фев 2011, 21:59
Re: Датчик кислорода (лямбд зонд)
Dimasik " 26 фев 2011, 12:21
Re: Датчик кислорода (лямбд зонд)
KMP " 26 фев 2011, 12:56 am
Re: Датчик кислорода (лямбд зонд)
Dimasik " 26 фев 2011, 14:26
Re: Датчик кислорода (лямбд зонд)
KMP " 26 фев 2011, 14:31
Re: Датчик кислорода (лямбд зонд)
KENIG " 26 фев 2011, 14:46
Re: Датчик кислорода (лямбд зонд)
Dimasik " 26 фев 2011, 15:08
Re: Датчик кислорода (лямбд зонд)
KMP " 26 фев 2011, 21:40
Re: Датчик кислорода (лямбд зонд)
Dimasik " 27 фев 2011, 09:28 am
Кто сейчас на конференции
В настоящее время этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей или посетителей: 1
Источник
Распиновка лямбда зонда киа спектра
А
1 - блок управления ЭБУ двигателя; 2 - датчик абсолютного вакуума впускной трубы; 3 - датчик температуры воздуха на входе; 4 - датчик положения дроссельной заслонки; 5 - соединительная коробка жгута проводов ЭБУ двигателя; 6 - датчик положения коленчатого вала
Б
В
1 - ЭБУ двигателя; 2 - датчик положения педали акселератора (для автомобилей с автоматической коробкой передач); 3 - датчик скорости автомобиля; 4 - топливная форсунка 4-го цилиндра двигателя; 5 - топливная форсунка 3-го цилиндра двигателя; 6 - топливная форсунка 2-го цилиндра двигателя; 7 - топливная форсунка 1-го цилиндра двигателя; 8 - электромагнитный клапан продувки адсорбера; 9 - датчик положения распределительного вала
Г
1 - аккумулятор; 2 - предохранитель IG1 (20 A); 3 - выключатель зажигания (блокировка); 4 - ЭБУ; 5 - термовыключатель; 6 - датчик кислорода; 7 - катушки зажигания; 8 - конденсатор
Д
1 - аккумулятор; 2 - предохранитель BTN (30A); 3 - предохранитель ЭБУ (10A); 4 - главное реле управления двигателем; 5 - ЭБУ; 6 - топливный модуль; 7 - предохранитель FUEL PUMP (10A); 8 - реле топливного модуля; 9 - предохранитель диагностического датчика кислорода (10A); 10 - предохранитель датчика кислорода управления двигателем (10A)
Е
1 - электронный блок управления двигателем; 2 - выключатель наружного освещения и индикации; 3 - датчик давления усилителя рулевого управления
Лямбда-датчик - это датчик, определяющий процентное содержание кислорода в выхлопных газах и передающий эту информацию в ЭБУ. ЭБУ использует эту информацию для регулировки состава топливно-воздушной смеси. В некоторых случаях требуется замена кислородного датчика, но его подключение на первый взгляд выглядит сложным. Давайте рассмотрим жгут проводов лямбда-зонда и как правильно его подключить.
Общие правила подключения
С 1999 года, как правило, автомобили оснащаются циркониевыми или титановыми датчиками кислорода, которые соответствуют определенным стандартам по цвету проводов. Количество проводов обычно составляет четыре. Таблицы для обоих зондов приведены ниже. В подавляющем большинстве случаев необходимо проверить первый стол на наличие циркониевых зондов, но иногда могут быть обнаружены титановые зонды.
Если сравнение показывает, что сочетание цветов в одной из колонок таблицы соответствует цвету лямбда-зонда вашего автомобиля, это означает, что зонд имеет такую конструкцию, и вам следует выполнить распиновку в соответствии с этими данными.
Цветовые комбинации (циркониевые зонды)
Цветовые комбинации (титановые зонды)
Советы по использованию таблицы:
- Проверьте провода датчика кислорода в вашем автомобиле.
- Сравните их цвета с колонками в таблицах.
- Если один из них имеет точно такой же цвет, то это ваш дизайн, и вы должны использовать его в качестве отправной точки.
Читайте также: отсутствует датчик давления масла peugeot 308
Например, ваш лямбда-датчик имеет четыре провода таких цветов: бежевый, фиолетовый и два коричневых. Такая же комбинация указана в четвертом столбце первой таблицы. Таким образом, у вас есть устройство из диоксида циркония с теми же проводами и принципом работы. Затем посмотрите на первый столбец той же таблицы и увидите, что расположение проводов следующее: бежевый идет на землю (минус), фиолетовый отвечает за передачу сигнальных данных, а два коричневых нужны для работы нагревателя. Таким образом, вы сможете четко определить провода по их оттенкам.
Инструкция по подключению датчика кислорода
Данное руководство предназначено только для информационных целей. Мы настоятельно рекомендуем, чтобы эту ответственную процедуру выполнял специалист по обслуживанию с соответствующим опытом.
- Отметьте или запишите положение проводов датчика. Отсоедините штекер от электронного блока автомобиля, не повредив и не отсоединив провода датчика. Осторожно снимите старую лямбду.
- Обрежьте жгут проводов нового универсального датчика так, чтобы каждый последующий провод был на 4 см короче предыдущего (можете начать с того, который вам нравится). Также закоротите провода от старого разъема датчика.
- Нанесите специальную изоляцию и водяной экран на каждый провод (широким концом водяного экрана в сторону места соединения проводов).
- Удалите кусачками 8 мм изоляции с каждого провода, затем наденьте контактное соединение и сожмите конструкцию так, чтобы соединение было идеальным, а неизолированные провода не торчали. Начинайте соединение с самого короткого провода, чтобы облегчить подключение.
- Наденьте водяной экран на оба конца пучка проводов в направлении соединения, полностью закрыв место соединения изоляционной трубкой. Закрепите конструкцию горячим феном.
- Установите сам датчик, сняв защитную крышку. Расположение контактов жгута проводов лямбды поможет вам проложить новый жгут проводов в том же цвете, что и старый. Обратите пристальное внимание на подключение и установку жгута проводов, чтобы он не соприкасался с каталитическим нейтрализатором, коллектором или другими частями автомобиля, которые нагреваются до высоких температур.
Своевременная замена лямбда-зонда очень важна. Если ЭБУ автомобиля не получает достоверной информации об уровне кислорода в выхлопе, он будет работать на основе усредненных параметров, поэтому топливно-воздушная смесь не будет оптимальной - это негативно скажется на состоянии автомобиля.
Наш автосервис в Санкт-Петербурге специализируется на диагностике и ремонте выхлопных систем различных автомобилей, от ВАЗа до иномарок. Мы гарантируем высокое качество ремонта и короткие сроки. Не рискуйте своей техникой - обращение к профессионалам сэкономит массу нервов и, в конечном итоге, денег, ведь самостоятельный ремонт по советам на форумах может привести лишь к более серьезным дефектам.
На самом деле Bosch 133, уже много чего поставил, провода припаяны по цветам. Я сделал это с помощью технологии Ros Cosmos (витая клемма, которая припаивается). Поверх термоусадки, с помощью клейкой ленты. Ниже приведены некоторые фотографии. После замены лямбды долгосрочная топливная коррекция оказалась равной нулю.
Небольшое дополнение:
Люди часто спрашивают полный код детали. Вот он: 0 258 005 133
Второй частый вопрос: "вы уверены, что это подходит?", "не превращайте машину в вазу!" и т.д.
В любом случае:
Родная лямбда маркируется как LSH25, на данный момент это устаревший тормозной зонд, да еще и по немалой цене.
Bosch 0 258 005 133 является современным аналогом этого датчика, но он дает более быстрые измерения, поэтому ЭБУ может быстрее отрегулировать смесь, расход топлива немного снижается (по сравнению с хорошим LSH25), и автомобиль быстрее реагирует на педаль акселератора. Вся эта информация взята из технических паспортов обоих датчиков.
KIA Spectra 2008, engine Gasoline 1.6 liter., 101 h. p., Front drive, Manual — tuning
Comments 48
Привет, не могли бы вы, ребята, дать мне совет, я борюсь с этой проблемой, не уверен, что я должен винить. Моя Spectra 2006 года выпуска была оснащена одним каталитическим нейтрализатором без блока предохранителей, прошивкой StartPower Final.
Проржавевшую выхлопную систему я решил полностью заменить на аналогичную от Polmostrov, заменил каталитический нейтрализатор и часть концевой трубы на сменную вставку каталитического нейтрализатора 'Stinger Sport'. Аккуратное удаление старого лямбда-зонда не дало результата (резьба расплавилась), поэтому я купил лямбда-зонд Bosch 0 258 005 133, припаял хомут от оригинального и установил его.
С тех пор я регулярно замечаю неровную работу двигателя, вонь из выхлопной трубы (плохое сгорание смеси) и повышенный расход топлива. Появляются ошибки P0130 и P0171, после их сброса проблема исчезает на некоторое время, но после пробега 100-150 км появляется снова.
Что я могу сделать, чтобы помочь решить эту проблему? Возможно, я купил неправильный лямбда-зонд, нет плохой пайки, 4 провода, все в своих цветах..... Или, может быть, это вообще не лямбда, что я должен искать и проверять?
Любые мысли по этому поводу были бы признательны!
Привет. Либо лямбда плохая, либо утечка во впуске, либо утечка в выхлопе (или глубина неправильная), либо проблема с ГРМ, так как ремень перескочил и т.д.
Здравствуйте, не могли бы вы, ребята, дать мне несколько предложений, я борюсь с этой проблемой и не знаю, что виновато. Моя Spectra 2006 года выпуска была построена с одним каталитическим нейтрализатором без дмрв, прошивка StartPower Final.
Ржавая выхлопная система, я решил полностью заменить ее на аналогичную от Polmostrov, заменил катализатор и часть концевой трубы на вставку для замены катализатора 'Stinger Sport'. Аккуратное удаление старого лямбда-зонда не дало результата (резьба расплавилась), поэтому я купил лямбда-зонд Bosch 0 258 005 133, припаял хомут от оригинального и установил его.
С тех пор я регулярно замечаю неровную работу двигателя, вонь из выхлопной трубы (плохое сгорание смеси) и повышенный расход топлива. Появляются ошибки P0130 и P0171, после их сброса проблема исчезает на некоторое время, но после пробега 100-150 км появляется снова.
Что я могу сделать, чтобы помочь решить эту проблему? Возможно, я купил неправильный лямбда-зонд, нет плохой пайки, 4 провода, все в своих цветах..... Или, может быть, это вообще не лямбда, что я должен искать и проверять?
Любые мысли по этому поводу были бы признательны!
Вы решили проблему? Как повела себя вставка "Stinger Sport", многие пишут, что качество не очень хорошее. Хочу заменить вставку катализатора и поставить резонатор HANWOO 214272, надоело дребезжать под машиной. Мой автомобиль - евро 2, 2007 года выпуска.
Как я уже писал вчера в посте о прошивке, при диагностике двигателя я обнаружил, что верхний (т.е. первый) лямбда-зонд не работает. Из-за проблем с ним расход составлял около литров 12 на сотню. Цена оригинала (код 0K2NC-18-861) в Экзисте (и большинстве других магазинов Москвы) 3700р, или ждать почти месяц и цена 2800р. Полазил по спектрум-форуму, нашел, что лямбда-зонд от тазиков подходит (калина, приора и десятое семейство) Bosch, код 0 258 006 537. Единственное отличие - нужно паять разъем.
Итак, процесс замены.
1. снимите воздухозаборник (2 винта).
2. снимите защитную крышку теплового экрана выпускного коллектора
Отсоедините разъем лямбды и все провода с помощью накидного ключа на 22. Обычный ключ на 22 не подойдет, там некуда тянуться:).
4. Бегите домой и паяйте, так как в гараже холодно:) Отрежьте штекер родного лямбда-зонда и штекер ВАЗа.
Припаиваем. цвета проводов 1 к 1, черный к черному, серый к серому, каждый белый к белому (это основной способ соединения, на обоих проводах минус)
5. в результате мы имеем готовый датчик, правда, немного колхозный:)
6. бежим обратно в гараж и устанавливаем датчик, а все остальное в обратном порядке.
Небольшой комментарий. Когда мы собираемся установить воздухозаборник, удобно (но другого пути нет:) снять нижнюю трубу, идущую к хлюпу, вот она на фото
Читайте также: volkswagen tiguan блок управления датчиком давления в шинах
7 Заведите автомобиль, убедитесь, что все в порядке, и наслаждайтесь:)
В дополнение к датчику установите электрический замок багажника (открывается с сигнализации).
Описывать все не буду, поэтому инструкция полная. Монтируется, устанавливается, провода все нормально держатся. Нажал на кнопку - ни фига, начал думать. А потом и недостаток в виде неправильно подключенной сигнализации (еще из салона, при покупке машины). У этих чудаков (на букву М) провод автозапуска подключен к открывалке багажника, я (тоже положившись на этих "профессионалов") увидел 2 провода почти одинаково подключенных к халяве. Вот такой казус :( Следовательно, в ближайшие дни я буду переделывать сигнализацию.
Я также заменил диоды приборной панели, один из них отвалился, а остальные потускнели.
Провел 3 часа в гараже!
Мои расходы:
1. датчик ВАЗ, под Евро 2, Bosch, 0 258 006 537 - 1050 руб.
2. 2-х контактный привод Boot - 120 руб.
3. 4-х контактное реле - 45 руб.
4. диод без гнезда в приборной панели - 4х15 р - 60руб.
А. Пахомов 2007 (он же IS_ 18 , Ижевск)
Этот материал был предложен большим количеством вопросов на нашем форуме, связанных с непониманием принципа работы кислородного датчика или лямбда-зонда.
Прежде всего, необходимо перейти от общего к частностям и понять работу системы в целом. Только тогда сформируется правильное понимание работы этого довольно важного компонента ECM и станут понятны методы диагностики.
Чтобы не углубляться в дебри и не перегружать читателя информацией, я расскажу о циркониевом лямбда-зонде, используемом в автомобилях ВАЗ. Желающие разобраться глубже могут самостоятельно найти и прочитать материал о титановых зондах, широкополосных датчиках кислорода (BCO) и выяснить методы тестирования. Мы поговорим о самом распространенном датчике, известном большинству диагностов.
Итак, кислородный датчик. Раньше это был просто чувствительный элемент, без какого-либо нагревателя. Датчик нагревался от выхлопных газов, и ему требовалось очень много времени, чтобы нагреться. Строгие нормы выбросов требуют, чтобы датчик работал как можно быстрее, поэтому лямбда-датчик был оснащен встроенным нагревателем. Именно поэтому датчик кислорода ВАЗ имеет четыре контакта: два из них - нагреватель, один - земля и еще один - сигнал.
Из всех этих контактов нас интересует только первый сигнал. Его форму напряжения можно рассматривать двумя способами:
(a) с помощью сканера
(b) с помощью мотор-тестера, подключив щупы и запустив самописец.
Второй метод, как правило, является предпочтительным. Почему? Потому что мотор-тестер позволяет оценить не только ток и пиковые значения, но и форму сигнала и скорость его изменения. Скорость изменения является лишь характеристикой хорошего состояния датчика.
Итак, итог: кислородный датчик реагирует на кислород. Не смесь. Не угол опережения зажигания. Ни к чему другому. Только кислород. Это необходимо осознать. Как именно это происходит, подробно описано здесь.
Опорное напряжение 0 . 45 В. Чтобы быть абсолютно уверенным, можно отсоединить разъем датчика и проверить это напряжение мультиметром или сканером. Это нормально? Затем снова подключите датчик.
Кстати, в старых иномарках опорное напряжение "расшатывается", в результате чего нарушается нормальная работа датчика и всей системы. Чаще всего опорное напряжение при отключенном датчике выше необходимого 0 . 45 В. Проблема решается путем подбора и установки резистора, который подтягивает напряжение к "земле", так что опорное напряжение возвращается к требуемому уровню.
Далее схема датчика проста. Если в газах, омывающих датчик, много кислорода, напряжение упадет ниже 0. 45 В, до примерно 0 . 1 В. Если кислорода мало, напряжение становится выше, около 0 . 8 - 0 . 9 В. Прелесть циркониевого датчика в том, что он "перескакивает" с низкого напряжения на высокое, когда в выхлопных газах есть кислород, что соответствует стехиометрической смеси. Это необычное свойство используется для поддержания смеси на стехиометрическом уровне.
Поняв, как работает датчик, легко понять, как его проверить. Предположим, что ЭБУ генерирует ошибку, связанную с этим датчиком. Например, P 0131 'Сигнал датчика кислорода 1 низкий'. Поймите, что датчик отражает состояние системы, и если смесь действительно низкая, он отразит это. И заменять его абсолютно бессмысленно!
Как же выяснить, в чем проблема - в датчике или в системе? Очень просто. Давайте смоделируем эту или любую другую ситуацию.
1 . Например, если вы жалуетесь на бедную смесь и низкое напряжение на сигнальном контакте датчика, увеличьте подачу топлива, пережав шланг обратки. Или, если его не хватает, путем впрыска бензина во впускной коллектор из шприца. Как отреагировал датчик? Указана ли в нем обогащенная смесь? Если да, то нет смысла его заменять, нужно искать причину, по которой система не подает достаточное количество топлива.
2 . Если смесь богатая и зонд показывает это, попробуйте создать искусственное всасывание, сняв часть вакуумного шланга. Упало ли напряжение на зонде? Тогда он вполне пригоден к эксплуатации.
3 . Вариант третий (довольно редкий, но доступный). Создаем подсос, сжимаем обратку - а сигнал на датчике не меняется, просто висит на уровне 0. 45 В, или меняется, но очень медленно и в небольших пределах. Вот и все, датчик мертв. Это связано с тем, что он должен чутко реагировать на изменения в смеси, быстро изменяя напряжение на сигнальном выводе.
Для лучшего понимания я бы добавил, что при небольшом опыте легко определить степень износа датчика. Это происходит за счет крутизны фронтов перехода от богатого к обедненному и наоборот. Хороший, исправный датчик реагирует быстро, переход почти вертикальный (с помощью мотор-тестера, конечно). Отравленный или просто изношенный датчик реагирует медленно, фронты перехода плавные. Такой датчик необходимо заменить.
Поняв, что датчик реагирует на кислород, легко понять следующий общий момент. Во время пропуска зажигания, когда смесь атмосферного воздуха и бензина выходит из цилиндра в выпускную систему, лямбда-датчик реагирует на большое количество кислорода, содержащегося в этой смеси. Поэтому, если зажигание обойдено, очень вероятно возникновение ошибки, указывающей на бедную воздушно-топливную смесь.
Еще один важный момент, на который следует обратить внимание, - это возможное попадание атмосферного воздуха в выхлопную магистраль перед лямбда-зондом. Мы упоминали, что датчик реагирует на кислород. Что произойдет, если произойдет утечка выхлопных газов? Датчик будет реагировать на высокое содержание кислорода, что эквивалентно обедненной смеси. Примечание: эквивалент! В этом случае смесь может быть (и будет) богатой, а сигнал зонда ошибочно воспринимается системой как наличие обедненной смеси. И ЭБУ обогатит его! В результате мы имеем парадоксальную ситуацию: ошибка "бедная смесь", а газоанализатор показывает, что она богатая. Кстати, анализатор в этом случае является очень хорошим диагностическим помощником. Как использовать извлеченную с его помощью информацию, описано в этой статье.
1 . Нужно очень четко различать неисправность ЭБУ и неисправность лямбда-зонда.
2 . Датчик можно проверить, проверив напряжение на его сигнальном проводе с помощью сканера или подключив к сигнальному проводу тестер двигателя.
3 . Искусственно имитируя обедненную или обогащенную смесь и наблюдая за реакцией зонда, можно сделать надежные выводы о его правильной работе.
4 . По крутизне перехода напряжения от "богатого" к "обедненному" и наоборот можно легко определить состояние лямбда-зонда и его оставшийся срок службы.
5 . Ошибка, указывающая на неисправный лямбда-зонд, не является причиной для его замены.