Датчик ABS является неотъемлемой частью тормозной системы автомобиля и оказывает решающее влияние на эффективность торможения и время работы устройства. Сенсорные элементы передают данные о степени вращения колеса в блок управления, который анализирует полученную информацию, выстраивая необходимый алгоритм работы. Но что делать, если есть сомнения в функциональности оборудования?
Признаки неисправности устройства
О неисправности датчика ABS свидетельствует индикатор на приборной панели - он загорается при выключенной системе, которая отключается даже при малейшей неисправности.
Доказательство того, что ABS больше не "вмешивается" в работу тормозов:
- Непрерывная блокировка колес при резком торможении.
- Отсутствие стука или хруста при нажатии на педаль тормоза.
- Игла спидометра отстает от ускорения или вообще не перемещается из исходного положения.
- Если неисправны два или более датчиков на приборной панели, также загорается и продолжает гореть лампа стояночного тормоза.
Предупреждающая лампочка ABS на приборной панели указывает на неисправность в системе
Что же делать, если предупреждающая лампочка ABS на приборной панели вашего автомобиля ведет себя неправильно? Не обязательно сразу заменять датчик, сначала его следует проверить - эту процедуру вы можете выполнить самостоятельно, не прибегая к услугам высокооплачиваемого мастера.
Способы проверки работоспособности
Чтобы определить состояние детали, выполним ряд диагностических действий, двигаясь от простого к сложному:
- Проверим предохранители, открыв блок (внутри кабины или под капотом) и проверив соответствующие компоненты (указано в руководстве по ремонту/обслуживанию). Если обнаружен перегоревший компонент, замените его новым.
- Проверьте и убедитесь:
- целостность разъемов;
- Проверьте проводку на наличие потертостей, которые могут увеличить риск короткого замыкания;
- загрязнение компонента, возможные внешние механические повреждения;
- Крепление и заземление самого датчика.
Если вышеуказанные меры не выявили неисправность, проверьте устройство с помощью тестера (мультиметра) или осциллографа.
Тестером (мультиметром)
Этот метод диагностики датчиков требует наличия тестера (мультиметра), руководства по обслуживанию и ремонту автомобиля и PIN-проводки со специальными разъемами.
Он сочетает в себе функции омметра, амперметра и вольтметра.
Мультиметр - это прибор для измерения электрического тока, сочетающий в себе функции вольтметра, амперметра и омметра. Он доступен в аналоговой или цифровой версии.
Чтобы получить полное представление о работе датчика ABS, измерьте сопротивление в цепи устройства:
- Поднимите автомобиль с помощью домкрата или крана.
- Снимите колесо, если оно препятствует доступу к устройству.
- Снимите крышку системного блока управления и отсоедините разъемы контроллера.
- Подключите PIN к мультиметру и гнезду датчика (гнезда датчиков задних колес расположены внутри кабины, под сиденьями).
Подключите PIN к тестеру и гнезду датчика.
Тестер должен считывать значения, указанные в руководстве по ремонту автомобиля. Если сопротивление устройства:
- ниже минимального порога - датчик неисправен;
- приближается к нулю - короткое замыкание;
- неустойчивый (прыгающий) при рывке кабеля - неисправен контакт внутри кабелей;
- бесконечные показания или отсутствие показаний - обрыв провода.
Внимание! Сопротивление датчиков ABS на передней и задней осях разное. Рабочие параметры приборов составляют 1-1,3 кОм в первом случае и 1,8-2,3 кОм во втором.
Видео «Диагностика датчика АBS»
Как проверить с помощью осциллографа (со схемой подключения)
Помимо самодиагностики датчика с помощью тестера (мультиметра), его можно проверить с помощью более сложного прибора - осциллографа.
Это устройство исследует амплитуду и время сигнала датчика
Осциллограф - это прибор, способный измерять амплитудные и временные характеристики сигналов и используемый для точной диагностики форм импульсных сигналов в электронных системах. Осциллограф обнаруживает неисправности в разъемах, замыкания на землю и обрывы проводов. Проверка выполняется путем визуального наблюдения за колебаниями на дисплее прибора.
Для диагностики датчика ABS с помощью осциллографа
- Полностью зарядите батарею, чтобы наблюдать падения напряжения (скачки) на разъемах или проводах.
- Найдите датчик и отсоедините разъем верхней части.
- Подключите осциллограф к разъему.
Подключите инструмент к разъему датчика ABS (1 - шестерня ротора; 2 - датчик).
Следующие симптомы могут указывать на неисправность датчика ABS
- с той же амплитудой колебаний, что и колеса на одной оси;
- отсутствие колебаний амплитуды при диагностике синусоидальным сигналом более низкой частоты;
- поддержание стабильной, равномерной амплитуды сигнала колебаний, не превышающей 0,5 В, во время вращения колеса со скоростью 2 об/мин.
Следует отметить, что осциллограф является достаточно сложным и дорогим прибором. Современные компьютерные технологии позволяют заменить это устройство специальной программой, загруженной из Интернета и установленной на обычном ноутбуке.
Видео «Ноутбук вместо осциллографа»
Проверка детали без приборов
Самый простой способ диагностики устройства без приборов - проверка магнитного клапана на индуктивном датчике. Любой металлический предмет (отвертка, гаечный ключ) прижимается к детали с магнитом внутри. Если датчик не притягивает его, он неисправен.
Большинство антиблокировочных тормозных систем современных автомобилей имеют функцию самодиагностики с выводом ошибок (в буквенно-цифровой кодировке) на экран бортового компьютера. Символы можно расшифровать в Интернете или в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Что делать при обнаружении поломки
Что делать при обнаружении неисправности датчика ABS? Если проблемным местом является само устройство, его придется заменить, но в случае с проводкой вы можете устранить неисправность самостоятельно. Чтобы восстановить его целостность, используйте метод "пайки", тщательно закрыв соединения изоляционной лентой.
Если на приборной панели загорается индикатор ABS, это явный признак неисправности датчика. Описанные меры помогут выявить причину поломки, но если у вас не хватает знаний и опыта, лучше обратиться к мастерам автосервиса. В противном случае неправильная диагностика состояния в сочетании с неправильным ремонтом устройства снизит эффективность антиблокировочной тормозной системы и может спровоцировать аварию.
Источник
Три способа проверки датчика АБС
ABS, или антиблокировочная тормозная система, используется для предотвращения блокировки колес при экстренном торможении. Он состоит из электронного блока управления, гидравлического блока управления и датчиков для задних и передних колес. Основной функцией системы является поддержание управляемости автомобиля, обеспечение устойчивости и сокращение тормозного пути. Вот почему так важно поддерживать все компоненты системы в хорошем состоянии. Проверить датчик ABS можно самостоятельно, для этого необходимо знать, какой тип датчика установлен в автомобиле, симптомы, указывающие на его неисправность, и как его проверить. Давайте рассмотрим все по очереди.
Типы датчиков АБС
В современных автомобилях наиболее распространены три типа датчиков ABS, это:
- пассивный тип - его основой является индукционная катушка;
- магнитный резонанс - работает за счет изменения прочности материалов под воздействием магнитного поля;
- активный - работает по принципу эффекта Холла.
Пассивные датчики начинают работать при начале движения и считывают информацию с зубчатого импульсного кольца. Металлический зуб, проходящий над устройством, создает в нем импульс тока, который передается в ЭБУ. Датчики активируются при скорости движения 5 км/ч. Грязь не влияет на их работу.
Активные датчики состоят из электронных компонентов и постоянного магнита, размещенного на ступице. Когда магнит проходит близко к устройству, создается разность потенциалов, которая формируется в управляющем сигнале интегральной схемы. Затем данные считываются с электронного блока управления. Такие датчики ABS встречаются очень редко и не подлежат ремонту.
Пассивный тип датчиков АБС
Простая и надежная конструкция, с длительным сроком службы. Не требует дополнительного источника питания. Он состоит из индукционной катушки, внутри которой находится магнит с металлическим сердечником.
При движении автомобиля металлические зубья ротора проходят через магнитное поле сердечника, изменяя его и генерируя переменные токи в катушке. Чем выше скорость автомобиля, тем выше частота и амплитуда тока. На основе полученных данных ЭБУ подает команды на электромагнитные клапаны. Преимуществами этого типа датчиков являются низкая стоимость и простота замены.
Недостатки пассивного датчика ABS:
- относительно большой размер;
- низкая точность данных;
- не включается при скорости ниже 5 км/ч;
- срабатывает при минимальной скорости вращения колеса.
Из-за постоянных неисправностей он редко устанавливается на современные автомобили.
Магниторезонансный датчик АБС
Их действие основано на способности изменять электрическое сопротивление ферромагнитного материала под воздействием постоянного магнитного поля. Часть датчика, отвечающая за отслеживание изменений, состоит из двух или четырех слоев железо-никелевых листов, на которых расположены проводники. Другая часть встроена в интегральную схему и считывает изменения сопротивления, создавая управляющий сигнал.
Ротор этой конструкции состоит из пластикового кольца с магнитными секциями и жестко закреплен на ступице колеса. При движении машины магнитные участки ротора взаимодействуют с магнитным полем пластин чувствительного элемента, что воспринимается системой. Генерируется импульсный сигнал, который передается на блок управления.
Магнитно-резонансный датчик ABS с высокой точностью определяет изменения вращения колес, повышая безопасность автомобиля.
На основе эффекта Холла
Его работа основана на эффекте Холла. На разных концах плоского проводника, помещенного в магнитное поле, создается поперечная разность потенциалов.
В этих датчиках проводником является квадратная металлическая пластина, помещенная в интегральную схему, которая содержит встроенную схему Холла и управляет электроникой. Датчик ABS расположен перед импульсным ротором. Ротор может быть цельнометаллическим с зубцами или представлять собой пластиковое кольцо с магнитными секциями, жестко закрепленное на ступице колеса.
В этом устройстве формы волны генерируются непрерывно на определенной частоте. В расслабленном состоянии частота минимальна. Во время движения металлические штыри или магнитные участки проходят через магнитное поле и вызывают изменение тока в датчике, которое контролируется и определяется схемой. На основе этих данных формируется сигнал, который передается в ЭБУ.
Датчики активируются сразу после запуска автомобиля, обладают высокой точностью и обеспечивают надежную работу систем.
Признаки и причины неисправностей датчика ABS
Одним из первых признаков отказа ABS является загорание сигнальной лампы на приборной панели более чем на 6 секунд после включения зажигания. Или он включается после старта с места.
Причин может быть много, но перечислим наиболее распространенные:
- Неисправная проводка на датчике или неисправный блок управления. В таких случаях на приборной панели появляется ошибка, система отключается, и нет сигнала для изменения угловой скорости.
- Неисправен датчик колеса. При включении система инициирует самодиагностику и обнаруживает ошибку, но продолжает работу. На контактах датчика может быть окисление, вызывающее плохой сигнал, или датчик ABS может иметь короткое замыкание или "провал" на землю.
- Механическая неисправность одного или нескольких компонентов: подшипник ступицы, люфт ротора на датчике и т.д. В таких случаях система не включится.
Наиболее уязвимым звеном во всей системе является датчик колеса, расположенный рядом с вращающейся ступицей и полувалом. Если он загрязнен или имеет люфт в подшипнике ступицы, это может привести к полной блокировке системы ABS. На неисправность датчика указывают следующие симптомы
- На бортовом компьютере появляется код ошибки ABS;
- отсутствие характерной вибрации или шума при нажатии на педаль тормоза;
- блокировка колес при экстренном торможении;
- сигнал стояночного тормоза появляется, когда стояночный тормоз выключен.
Если обнаружен один или несколько таких сигналов, первым шагом является диагностика датчика колеса.
Как провести диагностику системы ABS
Для получения полной и достоверной информации о состоянии всей системы диагностика должна проводиться с использованием специализированного оборудования. Для этого производитель предоставляет специальный штекер. После подключения включается зажигание и начинается проверка. Адаптер генерирует коды неисправностей, каждый из которых сигнализирует о выходе из строя определенного компонента или узла системы.
Хорошей моделью такого устройства является Scan Tool Pro Black Edition от корейского производителя. 32-битный чип позволяет диагностировать не только двигатель, но и все узлы и агрегаты автомобиля. Стоимость этого устройства относительно невысока.
Кроме того, диагностика может проводиться в сервисных мастерских и на станциях технического обслуживания. Однако даже в гараже, при наличии определенных знаний, выявить дефекты не составит труда. Вам понадобится следующий набор инструментов: паяльник, тестер, термоусадка и для ремонта разъема.
Испытание проводится в следующем порядке:
- рулевое колесо поднято;
- блок управления и выходы управления удалены;
- Ремонтные разъемы подключаются к датчикам;
- сопротивление измеряется с помощью мультиметра.
Полностью рабочий датчик ABS в состоянии покоя имеет сопротивление 1 кОм. Показания должны меняться при вращении колеса; если нет, датчик неисправен. Обратите внимание, что разные датчики имеют разные значения, поэтому важно проверить их перед началом работы.
Проверка датчика ABS мультиметром
Помимо самого устройства, необходимо найти описание модели датчика. Дальнейшая работа проводится в следующем порядке:
- Автомобиль устанавливается на плоскую, ровную поверхность, после чего его положение фиксируется.
- Снимается колесо, где необходимо проверить датчик ABS.
- Разъем отсоединяется и очищаются контакты как датчика, так и самого разъема.
- Провода и их соединения проверяются на наличие царапин, а также других признаков повреждения изоляции.
- Переключатель на мультиметре переключается в режим измерения сопротивления.
- Палочки тестера прикладываются к выходным контактам датчика, и снимается показание. В нормальных условиях на приборной панели должно отображаться число, указанное в паспорте датчика. Если эта информация отсутствует, нормальным считается показание от 0,5 до 2 кОм.
- Затем, не снимая штифтов, поверните колесо машины. Если датчик исправен, сопротивление будет меняться, и чем выше скорость, тем больше будет меняться сопротивление.
- Мультиметр перейдет в режим измерения напряжения, и будет произведено измерение.
- При скорости вращения колеса 1 оборот/сек. Показания должны быть в пределах от 0,25 до 0,5 вольт. Чем выше скорость, тем выше напряжение.
- Все датчики проверяются в том же порядке.
Кроме того, все провода соединены кольцом, чтобы исключить короткое замыкание.
Обратите внимание, что датчики на задней и передней оси отличаются по конструкции и значениям.
Функциональность датчика определяется данными, полученными в результате измерений:
- значение ниже нормы - датчик не функционирует;
- очень низкое или почти нулевое значение сопротивления - катушка короткозамкнута;
- если провода согнуты, значение сопротивления изменяется - провода повреждены;
- значение сопротивления стремится к бесконечности: обрыв провода или сердечника в индукционной катушке.
Обратите внимание, что если во время диагностики показания сопротивления одного датчика ABS сильно отличаются от остальных, то этот датчик неисправен.
Прежде чем начать прозванивать провода в жгуте, выясните распиновку разъема модуля управления. Затем отсоедините разъемы датчика и ЭБУ. Затем вы можете начать укладывать провода в жгуте в соответствии с распиновкой.
Проверка датчика ABS осциллографом
Осциллограф также может быть использован для определения характеристик датчиков ABS. Однако стоит отметить, что для этого потребуется определенный опыт. Если вы увлеченный радиолюбитель, это не покажется вам сложным, но у обычного обывателя может возникнуть ряд трудностей. Главным из них является стоимость устройства.
Такое устройство больше подходит для специалистов и мастеров в сервисных центрах и на станциях технического обслуживания. Однако если у вас есть такое устройство, оно станет хорошим помощником и поможет найти неисправности не только в системе ABS.
Осциллограф отображает электрический сигнал. Амплитуда и частота тока отображается на специальном экране, что позволяет получить точную информацию о работе того или иного компонента.
Поэтому проверка начинается так же, как и при использовании мультиметра. Только в месте подключения мультиметра подключается осциллограф. Далее последовательность действий следующая:
- подвешенное колесо вращается с частотой примерно 2 - 3 оборота в секунду;
- показания маятникового колеса записываются на дисплее прибора.
После установления целостности колеса следует немедленно проверить противоположную сторону оси. После сравнения показаний и на их основе делаются выводы:
- Если показания относительно стабильны - датчики исправны;
- отсутствие явления пропусков при более низкой настройке синусоидального сигнала указывает на нормальную работу датчика;
- стабильная амплитуда с пиками, не превышающими 0,5 В при указанных выше скоростях, указывает на целостность датчика.
Проверка без приборов
Датчики ABS также могут быть проверены с помощью магнитного поля. Возьмите любой железный предмет и поместите его в корпус датчика. Вытащите его при включенном зажигании.
Кроме того, следует тщательно проверить сам датчик и место его установки на предмет повреждений. Кабель не должен иметь царапин, зазубрин, дефектов изоляции и т.д. Разъем датчика не должен иметь окисления.
Обратите внимание, что грязь и окисление могут искажать сигнал датчика.
Вывод
Для диагностики датчиков ABS не обязательно обращаться в мастерскую, вы можете сделать это самостоятельно, если у вас есть необходимые инструменты. Однако, чтобы получить полную картину, необходимы соответствующие знания и немного свободного времени.