ЭБУ стал неотъемлемой частью современного двигателя, и без его помощи невозможно обеспечить правильную работу и исправность всех систем. Датчик абсолютного давления, также известный как DDP, является лишь одним из многих контрольных устройств, влияющих на стабильность работы двигателя и передающих информацию в ЭБУ.
Во многих автомобилях он расположен на впускном коллекторе двигателя и регистрирует изменения давления во впускной магистрали. Затем ЭБУ оптимизирует состав смеси для сгорания, поступающей в камеру сгорания, на основе показаний давления.
Теперь давайте подробнее рассмотрим, что такое датчик абсолютного давления, как он работает и почему без него не обойтись.
Для чего нужен датчик абсолютного давления
Как выглядит датчик абсолютного давления?
Это небольшое устройство отвечает за измерение абсолютного давления. Термин абсолютное давление используется не случайно, так как исходной точкой отсчета при проведении измерений является состояние вакуума, которое принимается за абсолютное.
Как только данные поступают в ЭБУ, электроника определяет наиболее подходящую плотность воздуха и предполагаемый расход воздуха с учетом давления и температуры во впускном коллекторе, что необходимо для подготовки топливно-воздушной смеси нужного качества. В соответствии с рассчитанным расходом воздуха блок управления выдает команды управления на необходимое время, и таким образом происходит регулирование работы форсунок. Хотя датчик давления является очень хорошей заменой расходомеру, иногда они устанавливаются на устройстве вместе.
Как работает датчик абсолютного давления
Датчик обширной площади измеряет объем воздуха, проходящего через заслонку. На основании этого показателя формируется импульсная команда, определяющая, сколько топлива необходимо для создания сбалансированной топливно-воздушной смеси. Внутри датчика находится вакуумная камера, из которой предварительно удаляется воздух. Он соотносит значение давления во входном отверстии с давлением в вакуумной камере и генерирует выходной сигнал в соответствии с разницей. Для того чтобы датчик мог определить давление, необходим весь процесс:
- Высокочувствительная мембрана датчика давления растягивается под действием давления во впускном коллекторе.
- Растяжение мембраны вызывает изменение сопротивления на поверхности позиционных тензодатчиков, другими словами, имеет место так называемый пьезорезистивный эффект.
- В соответствии с динамикой сопротивления тензодатчиков можно наблюдать колебания напряжения.
- Способ подключения тензодатчиков обеспечивает высокую чувствительность, которая дополнительно усиливается схемой DAD, в результате чего выходное напряжение изменяется в диапазоне от 1 до 5 В.
- В зависимости от поступающего напряжения ЭБУ генерирует импульс, который поступает на форсунки. Это определяет давление на впускном клапане. Напряжение и давление прямо пропорциональны друг другу.
Читайте также: Что такое датчик массового расхода воздуха (MAF) и для чего он нужен.
Где находится ДАД
Установка DAD на корпус.
Уже упоминалось, что датчик находится на коллекторе. Мы лишь подчеркиваем, что это относится только к двигателям с инжекторами. Это особенно актуально, если автомобиль оснащен двигателем с турбонаддувом и компрессором.
На многих моделях, однако, его расположение несколько иное - в корпусе моторного отсека, и он крепится непосредственно к кузову. В этом случае впускной патрубок и впускной коллектор соединяются через гибкий шланг. Обратите внимание, что датчик MAP также устанавливается, если автомобиль не оборудован датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ).
Признаки неисправности датчика абсолютного давления воздуха
Существует ряд "симптомов", которые могут указывать на неисправность датчика VALP:
- Заметно увеличивается расход топлива из-за того, что датчик сигнализирует ЭБУ о высоком давлении, тогда как на самом деле оно ниже. Затем ЭБУ дает команду на обогащение смеси до более высокого уровня, чем необходимо.
- Динамика двигателя ухудшается и не приходит в норму даже после прогрева.
- Даже летом наблюдаются белые выхлопные газы.
- В выхлопной трубе может присутствовать запах бензина.
- Обороты холостого хода не падают в течение длительного периода времени.
- Переключение передач сопровождается внезапным, рывковым переключением или запаздыванием.
- Необычные шумы, часто перерастающие в грохот.
Как проверить датчик абсолютного давления
Способ диагностики датчика MAP зависит от спецификации датчика, которая является аналоговой или цифровой. Чтобы проверить работу аналогового датчика абсолютного давления, необходимо выполнить следующую процедуру:
- К вакуумному трубопроводу, соединяющему датчик давления с впускным коллектором, подключается адаптер датчика, а к нему - манометр.
- Двигатель запускается и работает на холостом ходу в течение нескольких минут. Если разрежение в коллекторе ниже 529 мм, стоит проверить, не пропускает ли воздух сам шланг. Стоит осмотреть мембрану манометра, чтобы убедиться в отсутствии дефектов.
- После снятия показаний манометра отсоедините его и замените вакуумным насосом. Затем создайте вакуум 55-56 мм рт. ст. и прекратите откачку. Манометр можно считать неповрежденным, если вакуум остается неизменным в течение примерно 30 секунд, в противном случае прибор необходимо заменить.
Читайте также: Металлическая эстакада для грузовиков своими руками
При работе с цифровым датчиком можно действовать следующим образом:
- Переведите тестер в режим вольтметра.
- Запустите двигатель и определите положение контактов питания и заземления. Подключите к тестеру провод, соединенный с выходным контактом датчика. Напряжение 2,5 вольт или более указывает на правильную работу. Если разница с указанным напряжением значительно увеличивается или уменьшается, устройство неисправно.
- Тестер переключается в режим тахометра, а вакуумный шланг отсоединяется.
- Щуп "+" должен быть подключен к сигнальной клемме, а щуп "-" - к земле. В норме измерительный прибор должен показывать 4400-4900 об/мин.
- Теперь вакуумный насос должен быть подключен к датчику абсолютного давления. По результатам повторных изменений вакуума не должно быть скачков в показаниях тахометра и давления.
- При отключении вакуумного насоса тахометр должен показывать 4400-4900 об/мин, в противном случае устройство неисправно.
Видео на тему
Датчик MAP в Hyundai Accent необходим для измерения уровня вакуума во впускном коллекторе. Для правильной работы системы впрыска автомобиля Hyundai Accent используется датчик массового расхода воздуха (на 8-клапанных двигателях) или датчик MAP (на 16-клапанных двигателях). Иначе известный как датчик абсолютного давления (ADS), он устанавливается во впускном коллекторе. Обратите внимание, что SMART и DDP - это не одно и то же, они работают по разным принципам.
А что лучше - думайте сами. Если в SMART установлен платиновый провод, и стоимость устройства превышает 3-4 тысячи рублей, то DAD новый стоит не более 1000 рублей, а подержанный можно купить за 300-400 рублей.
Как работает датчик давления
С помощью этого устройства измеряется давление во впускном коллекторе. Сигнал поступает на электронный блок управления, который по специальной формуле рассчитывает количество воздуха, присутствующего в топливной рейке. На Hyundai Accent используется датчик DAD или датчик массового расхода воздуха. Стоит отметить, что на некоторых автомобилях эти устройства работают вместе для повышения эффективности системы впрыска.
Измерение производится с помощью одной из технологий:
Вторая технология является наиболее современной и эффективной, с помощью которой можно достичь наивысшей точности измерений. Если вы решили установить на свой автомобиль турбокомпрессор, необходимо установить дополнительный датчик, аналогичный по конструкции датчику DAD, между турбокомпрессором и впускным коллектором. С его помощью вы сможете регулировать давление, создаваемое турбокомпрессором, в зависимости от потребностей двигателя.
Конструкция датчика давления состоит из:
- Атмосферная камера, соединенная с коллектором.
- Вакуумная камера.
- Тензометрические датчики в количестве 4 штук, соединенные в мостовую схему, расположены в вакуумной камере.
- Мембрана механически соединена с тензодатчиками.
- Чип.
Операция выполняется следующим образом:
- На мембрану воздействует давление воздуха.
- Тензодатчики перемещаются.
- Сопротивление тензодатчиков изменяется.
- Уровень сигнала на выходе микропроцессора изменяется.
- Блок управления двигателем получает и обрабатывает сигнал, корректирует работу системы впрыска Hyundai Accent производства ТагАЗ.
Разумеется, все данные измеряются, а параметры корректируются на холостом ходу. В зависимости от уровня давления меняется сигнал на ЭБУ. Последний корректирует положение регулятора холостого хода. Если этого не происходит, значит, имеется неисправность в системе впрыска топлива.
Благодаря мостовой схеме импульс полупроводников увеличивается при изменении давления. Выходное напряжение устройства может изменяться во время работы в диапазоне 1...5 В.
Электронный блок управления регистрирует значение напряжения и на основании этого параметра понимает давление внутри коллектора. Чем выше выходное напряжение, тем выше давление. Датчики могут быть аналоговыми или цифровыми. В первом случае устанавливаются аналого-цифровые преобразователи (так как микроконтроллер ЭБУ не сможет принимать чисто аналоговый сигнал).
Признаки поломки ДАД Хендай Акцент и их причины
Если датчик абсолютного давления в автомобиле Hyundai Accent неисправен, то обязательно появятся следующие симптомы:
- Расход топлива значительно увеличивается. Датчик подает высокий сигнал, указывая на высокое давление во впускном коллекторе. Однако в действительности давление гораздо ниже. Однако блок управления видит другую картину и обогащает топливную смесь.
- Ухудшение динамики автомобиля, не меняется при повышении температуры двигателя.
- Из выхлопной трубы доносится запах бензина.
- Характерный белый цвет выхлопа.
- На холостом ходу высокие обороты коленчатого вала сохраняются в течение длительного времени.
- Рывки при переключении передач.
- Двигатель глохнет на всех режимах, независимо от нагрузки и скорости.
Читайте также: Момент затяжки гайки ступицы ВАЗ 2110
МСК в Hyundai Accent и любом другом автомобиле является очень надежным и долговечным узлом, так как в нем практически ничего не ломается. Однако, если он выходит из строя, он может полностью предотвратить работу двигателя или перевести его в аварийный режим. Датчик абсолютного давления может выйти из строя по следующим причинам:
- Между датчиком и впускным патрубком имеется зазор - в результате происходит подсос воздуха.
- Загрязнения скопились внутри линии.
- Неисправный датчик температуры воздуха. Работает совместно с DAD.
- На Hyundai Accent система TDP установлена непосредственно на корпусе впускного коллектора. Но на некоторых автомобилях он крепится с помощью гибкой трубки. А если он порван, то можно увидеть симптомы поломки.
- Неисправности внутри устройства - обрыв проводов, выход из строя полупроводников.
- Низкое качество соединения проводов.
Диагностика прибора
Чтобы проверить DAD автомобиля Hyundai Accent, используйте один из следующих методов. Первый - установить какой-либо диагностический сканер, работающий по протоколу OBDII. Он покажет ошибку и поможет удалить ее после замены блока. Но можно обойтись и без него, такой инструмент полезен:
- Тахометр.
- Вольтметр.
- Вакуумный (обязательно вакуумный, от компрессоров не подойдет) манометр.
- Вакуумный насос.
На фотографии показана схема подключения оборудования и график линейной зависимости давления от напряжения.
Диагностика датчика абсолютного давления аналогового типа осуществляется следующим образом:
- Необходимо подключить к шлангу переходник между ДД и коллектором. Подключите вакуумметр к тому же адаптеру.
- После запуска двигателя дайте ему поработать на холостом ходу. Когда вакуум внутри коллектора составляет 529 мм рт. ст., проверьте, не поврежден ли вакуумный шланг.
- Осмотрите диафрагму ДАД Hyundai Accent - на ней также могут быть повреждения и потери.
- Снимите манометр и установите на его место насос. Используйте его для создания вакуума 55 мм рт. ст. Остановите насос и проверьте время - если манометр исправен, вакуум не изменится еще 25-30 секунд. Однако если давление падает сразу или не исчезает даже через полминуты, замените датчик.
- Переведите мультиметр в режим измерения напряжения.
- Включите зажигание и проверьте наличие питания на датчике - оно должно составлять 5 вольт.
- Напряжение на сигнальном выходе должно составлять половину напряжения питания - около 2,5 В.
- Теперь вам нужен тахометр (прибор для измерения скорости). Подключите плюсовой вывод устройства к сигнальному выходу, а минусовой - к общему. Если датчик исправен, тахометр покажет 4400...4850 об/мин.
- Подключите насос и создайте вакуум. При техническом обслуживании DAD Hyundai Accent давление будет меняться в зависимости от оборотов.
- После остановки насоса обороты стабилизируются, и значение должно составлять 4400...4900 об/мин.
Любое отклонение от этих параметров потребует замены неисправного компонента. Но для этого можно самостоятельно отремонтировать датчик:
- Откройте корпус с помощью ножа.
- Очистите контакты от скопившейся грязи и пыли, ржавчины.
- После очистки ДАД Hyundai Accent заполните все герметиком и установите блок на место.
- Установите его в автомобиль и проверьте правильность работы системы. Если он вышел из строя, то, скорее всего, неисправность в тензодатчиках, и вряд ли его можно отремонтировать.
На этом, пожалуй, можно закончить рассказ о датчике абсолютного давления, устанавливаемом на Hyundai Accent с 16-клапанными двигателями. Если у вас есть история из собственного опыта, пожалуйста, оставьте комментарий. И, наконец, небольшое видео о диагностике Hyundai Accent:
Для обычного автомобилиста двигатель с инжекторами - это как Марианская впадина. Все прекрасно знают, что там что-то есть, но только великие ученые знают, что именно и на какой глубине. В нашем случае - отличные специалисты с компьютерным диагностическим оборудованием. В бензиновом двигателе, напичканном датчиками, каждый из которых может тем или иным образом влиять на работу, расход топлива и динамику. Одним словом, если что-то не так, не идите к специалисту по электронике с отверткой. Сегодня мы рассмотрим один из многочисленных датчиков - датчик абсолютного давления.
Содержание:
Для чего необходим датчик давления
Хорошо известно, что для нормальной работы двигателя необходима правильная смесь для сгорания - воздух и топливо в определенных пропорциях. В карбюраторных двигателях эта проблема решалась с помощью форсунок в корпусе карбюратора; их пропускная способность регулировала пропорции воздуха и бензина, а дроссельная заслонка дозировала подачу готовой смеси в камеру сгорания.
Читайте также: Расход топлива маз евро 2
Двигатель с инжекторами позволяет использовать гораздо более широкий спектр возможностей управления и более точно регулировать соотношение смеси, мгновенно изменяя его в зависимости от режима и потребностей двигателя. С топливом все понятно - его можно достаточно точно дозировать через инжектор и всю топливную систему. Для коррекции расхода воздуха в двигателях используется датчик абсолютного давления или датчик расхода воздуха, симптомы которых мы сегодня обсудим. В некоторых двигателях могут использоваться оба датчика.
Какие бывают датчики давления
В зависимости от конструкции двигателя может быть два, три или более датчиков, контролирующих подачу воздуха и давление в системе. Например, турбодвигатели могут быть оснащены вторым датчиком, который контролирует давление в компрессоре. В принципе, конструкция этих устройств идентична - они предназначены для измерения давления и отправки данных в электронный блок управления двигателя.
Интересующий нас датчик измеряет так называемое абсолютное давление, то есть показывает значение давления не по отношению к атмосферному давлению, а по отношению к полному вакууму. В зависимости от принципа работы устройства, оно может быть построено по двум схемам:
устройство на основе тонкой пленки, реагирующее на изменение давления и генерирующее определенный электрический потенциал, который передается на ЭБУ;
более точная и совершенная система проектирования датчиков - микромеханическая .
Принцип работы и конструкция устройства
Конструкция прибора включает две камеры - вакуумную и атмосферную. Подразумевается, что первая камера содержит вакуум, а вторая камера непосредственно соединена с впускным коллектором. Кроме того, к мембране прикреплены четыре тензодатчика и кремниевая интегральная схема. Давление воздействует на мембрану, которая затем перемещает датчики, изменяя их сопротивление, заставляя кремниевую микросхему посылать импульс определенной величины в ЭБУ. Резисторы соединены в мостовую схему для усиления импульса, и напряжение на датчике может изменяться от одного до пяти вольт.
Именно по этому напряжению ЭБУ определяет давление во впускном коллекторе. Более высокое давление означает более высокое напряжение и наоборот. В зависимости от конструкции датчика он может выдавать как аналоговые, так и цифровые сигналы, но при этом в корпус датчика должна быть встроена специальная схема аналого-цифрового преобразователя.
Симптомы неисправности датчика
Незамысловатая конструкция датчика в новых автомобилях может быть дополнена слоем специального геля, который служит своеобразной защитой для датчика, в некоторой степени продлевая срок его службы. Тем не менее, датчик может выйти из строя, о чем свидетельствуют следующие симптомы:
- Расход топлива увеличивается. Это может быть вызвано тем, что датчик вообще не работает или ошибочными данными от ЭБУ, который считает, что давление в коллекторе стабильно, и продолжает подавать больше топлива, чем требуется на самом деле.
- Потеря динамики на фоне увеличения расхода, и если разгон не улучшается после полного прогрева двигателя, то, скорее всего, следует отправиться на диагностику.
- Постоянный перелив бензина в районе дроссельной заслонки может вызвать стойкий запах топлива.
- Плавающие или неконтролируемые обороты холостого хода.
- Замедление при переходе, старте, переключении и смене передач.
Как проверить и заменить ДАД
Чтобы узнать, где находится датчик, нужно найти штуцер на впускном коллекторе, от которого идет трубка к штуцеру датчика. Кстати, причиной упомянутых проблем может быть засорение или поломка трубки, а сам манометр можно закрепить либо на капоте двигателя, либо на колесной арке. Проверять датчик можно только с помощью специального диагностического оборудования или осциллографа.
Устройство нельзя разбирать или ремонтировать. Цена нового датчика находится в пределах тысячи рублей, в зависимости от марки автомобиля. При замене датчика помните, что каждая модификация устройства может иметь свою распиновку, так как имеет три контакта - земля, сигнал и питание, а процесс замены прост и займет несколько минут. Удачи в диагностике и успешного ремонта!