В этой статье рассмотрим неисправности клапана Опель Корса.
Клапан EGR (ЕГР): причины неисправностей, признаки поломки, стоимость ремонта
Чтобы сделать двигатель внутреннего сгорания более безопасным с экологической точки зрения, снизить токсичность выхлопов, над усовершенствованием выхлопной системы работает целая армия инженеров и конструкторов. В настоящее время наиболее рациональным способом снижения концентрации оксидов азота в выхлопных газах является использование системы рециркуляции отработавших газов (EGR — Exhaust Gas Recirculation).
EGR был изобретен в 70-х годах прошлого века и с тех пор устанавливается в большинстве дизельных двигателей. Оснащались им и бензиновые агрегаты. Конечно, в современных автомобилях его доработали на порядок.
Принцип работы клапана ЕГР
Принцип рециркуляции основан на направлении во впускной коллектор строго отмеренной части выхлопных газов. Кроме того, газы смешиваются с всасываемым воздухом, и в цилиндры дизеля поступает обедненная смесь с гораздо меньшей концентрацией кислорода. Это снижает температуру сгорания внутри цилиндров. А когда горение топливовоздушной смеси происходит при более низких температурах, значительно снижается образование вредных для здоровья человека оксидов азота в результате химической реакции.
Основной частью этой полезной системы для улучшения экологических характеристик является клапан ERG. Соединяет пространства за дроссельной заслонкой впускного и выпускного коллекторов. Электронный блок управления двигателем (ECU) точно определяет, сколько перемешивания и в какой момент его следует пропустить. В то же время он ориентируется на информацию, полученную от датчиков. Количество датчиков отличается в разных моделях автомобилей.
EGR не работает в постоянном режиме - за его запуск и остановку отвечает специальная программа в ЭБУ. Когда обороты двигателя еще не достигли 900 в минуту, EGR не включается. Он запускается после 900 об/мин и выключается при 4000 об/мин. Запуск осуществляется также при прогреве двигателя на холостом ходу до 60 градусов.
Основные признаки некорректной работы клапана ЕГР
В процессе работы клапан рециркуляции покрывается смолистым веществом: частицы паров масла из маслоотделителя, частицы сажи из выхлопа. Интенсивному образованию нагара способствует плохое качество топлива. Со временем и тысячами пройденных километров налет уплотняется даже на отремонтированном двигателе, а на изношенном процесс ускоряется еще больше. Это может привести к различного рода поломкам, когда устройство застревает в открытом или закрытом положении, работает некорректно или перегорает.
На неисправность клапана могут указывать:
- увеличение уровня выбросов вредных веществ. Водитель вряд ли заметит этот «симптом», если только он не решит измерить уровень токсичности выхлопа;
- увеличение расхода топлива;
- неровный холостой ход, плавающие обороты;
- потеря мощности двигателя;
- дергается при резком нажатии на педаль акселератора;
- забитый сажевый фильтр;
- черный дым из выхлопной трубы;
- значок "Check Engine" на приборной панели. Появляется, когда датчики посылают на блок управления сигналы о том, что двигатель работает неправильно.
Все эти признаки характерны не только для дефектов системы EGR — эти «симптомы» проявляются и при поломках других узлов и деталей автомобиля, усложняя диагностику. Также могут быть признаки в «наборе» — по два одновременно, а также возможен вариант, когда «симптомы» появляются или исчезают. Они проявляются по-разному и потому, что клапан может заклинивать в разных положениях из-за скопившейся сажи.
Заподозрить, что в неисправности двигателя виноваты «причуды» клапана ЕГР, может только профессиональный автомеханик после проверки работоспособности различных узлов и датчиков. В то же время к поломке нельзя относиться легкомысленно: неисправный клапан, например, может вывести из строя турбокомпрессор или перевести двигатель в аварийный режим.
Клапан имеет длительный срок службы, но работает в тяжелых условиях, поэтому продолжает выходить из строя после определенного количества пройденных километров. В современных автомобилях это происходит быстрее не из-за некачественных деталей, а из-за электроники автомобиля, которая в силу строгих экологических норм настроена на низкий уровень содержания токсичных веществ в выхлопе.
Классификация клапанов и главные неисправности
Конструктивно системы EGR различаются. Они бывают электропневматическими (управляется контроллером двигателя) и пневмомеханическими (клапан поддерживается пружиной). Кроме того, есть цифровые EGR: в этом случае работой клапана управляет сам блок управления двигателем, бортовой компьютер.
Электронные системы
Электронными системами рециркуляции оснащаются более новые автомобили, начиная с 2010 года. Работают они точно: клапан может быть не только открытым или закрытым, но и находиться в различных положениях, частично открывая отверстие. Управление производится без вакуума, непосредственно с самого бортового компьютера.
При скоплении нагара необходимо разобрать клапанное устройство, очистить его от загрязнений, прочистить каналы и поставить все снятое на свои места. Кроме того, должны быть произведены соответствующие настройки программы, встроенной в компьютер.
Еще одна распространенная ситуация: когда электрический сигнал от ЭБУ не доходит до электромагнитного клапана. В этом случае нужно проверить целостность каналов и самого соленоида.
Электропневматические системы
Бортовой компьютер подает команду на электромагнитный клапан, который работает в двух положениях: включает/выключает источник вакуума на пневмоклапан ЕГР. Регулировать работу могут различные датчики, которые передают информацию на бортовой компьютер.
Несмотря на то, что электропневматика менее склонна к закоксовыванию, срок службы такого механизма меньше из-за быстрого износа подвижных частей при забивании пространств маслянистой грязью. Обычно почистить механизм не представляется возможным; требуется замена.
Пневмомеханические системы
Простейшие системы рециркуляции отработавших газов в настоящее время считаются устаревшими. Они управляются созданием разрежения во впускном коллекторе. Неисправности устраняются чисткой устройства и детальной проверкой элементов довольно сложной системы управления.
Часто в таких системах бывает недостаточный вакуумный сигнал или, наоборот, вакуум постоянный. В первом случае пневмоклапан не открывается, во втором случае он все время открыт. В таких ситуациях помогает проверка вакуумных шлангов.
Замена или чистка клапана ЕГР – что выгоднее
Ремонт клапана обычно трудоемок. Непосредственная очистка — довольно простая процедура. Отложения углерода удаляются спреем для очистки карбюратора или очистителем двигателя. Жесткие металлические щетки, скребки, отвертки и другие острые инструменты легко удалят нагар, но поцарапают поверхность. В таких царапинах сажа забьется дважды. В помощь можно использовать мягкую зубную щетку, не более.
При чистке также обращают внимание на сиденье; обычно там же откладываются и смолистые вещества.
При этом меняют уплотнительную прокладку.
Если чистка не вызывает особых затруднений, то добраться до клапана бывает очень и очень сложно. Иногда приходится разбирать половину двигателя, снимать кучу деталей, а это увеличивает сложность работы (соответственно стоимость услуг в автосервисе). Кроме того, нужно правильно отключить и подключить клапанное устройство, а также внести необходимые изменения в ЭБУ: перепрограммировать его, стереть ошибки. Самостоятельное перепрограммирование — довольно рискованная задача, и иногда она обходится владельцам слишком дорого — здесь важно понимать, что скачанные из интернета прошивки могут навредить всем электронным устройствам.
Стоит отметить, что чистить клапан следует только в том случае, если засоров не слишком много. Если засорение уже произошло, а отложения на стенках толщиной в палец, никакая промывка не поможет, придется менять.
Стоимость нового устройства зависит от модели двигателя. Цены начинаются от 3 тысяч, для многих автомобилей механизм может быть очень дорогим – 30, 50 и 100 тысяч рублей.
В ремонт, помимо покупки устройства, входит также стоимость услуг по замене. Автомеханики оценивают сложность работы, доступность места расположения клапана и цену исходя из того, сколько времени потребуется, чтобы привести все в порядок.
Профилактические меры и профессиональная помощь
При штатной системе рециркуляции дизель работает ровнее, плавнее, тише и меньше изнашивается.
Некоторые водители практикуют снятие клапана и установку на его место стальной пластины, после чего производится прошивка. По его мнению, такое «улучшение» улучшает динамические характеристики автомобиля. Также это позволяет автовладельцу не чистить/покупать клапан ЕГР.
Однако такое вмешательство приводит к повышению температуры в цилиндрах, что увеличивает риск появления трещин в ГБЦ. Кроме того, увеличивается риск детонации топлива в бензиновом двигателе, а расход топлива увеличивается незначительно, но увеличивается. Не говоря уже о снижении экологических показателей выхлопных газов: они падают значительно.
Автопроизводители рекомендуют периодическую чистку клапана ЕГР, что прописано в инструкции по эксплуатации. Пренебрежение этой рекомендацией свойственно водителям, и профилактикой они не занимаются до полного отказа системы. Отсюда и появляются все эти проблемы.
Ряд других проблем возникает, когда водитель, не имеющий должного опыта, начинает разбирать двигатель, пытаясь добраться до клапанного устройства для его очистки. Такие попытки также часто заканчиваются в автосервисе, где требуется ремонт двигателя.
Чтобы избежать подобных ситуаций, при подозрении на неисправность клапана EGR следует обратиться за помощью к профессионалам, которые проведут диагностику всех элементов по цепи, выявят и устранят неисправность, полностью восстановят систему EGR автомобиля.
Признаки неисправности клапана EGR
Система EGR (сокращение от Exhaust Gas Recirculation) представляет собой систему рециркуляции отработавших газов. По технологии EGR часть выхлопных газов повторно попадает в систему впуска воздуха, образуя горючую смесь.
Система не улучшает рабочие параметры двигателей внутреннего сгорания, а наоборот.
Установка EGR на автомобили предназначена для:
- снизить токсичность выхлопных газов, в основном уровень оксида азота в выхлопных газах;
- введение дополнительной степени контроля за экологичностью автомобиля;
- снижение детонационных процессов; более полное сгорание топлива;
- быстрый нагрев впускного воздушного тракта.
В автомобилях последних нескольких лет выпуска отказ EGR может блокировать правильную работу двигателей на высоких оборотах и скоростях. Есть специальное ПО, которое перепрограммирует блок управления двигателем.
Клапан EGR: что это такое и зачем он нужен
Температура выхлопных газов очень высока, поэтому для надежной работы его изготавливают из прочной высоколегированной стали, выдерживающей температурные нагрузки до 2000 градусов Цельсия. Однако такая сталь не обладает достаточной прочностью, особенно при высоких температурах. Поэтому клапан EGR не имеет длительного срока службы.
Принцип работы
Снижение концентрации оксида азота в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания достигается искусственным снижением содержания кислорода во впускной смеси. Это достигается применением клапана EGR, отводящего часть выхлопных газов, в которых почти весь кислород уже сгорел при воспламенении рабочей смеси, на тракт впуска воздуха.
Таким образом, концентрация кислорода во впускном контуре снижается, сгорание топливовоздушной смеси происходит при более низких температурах, а образование токсичных оксидов азота происходит с меньшей интенсивностью.
Конечно, это снижает КПД двигателя, его мощность, но это жесткие требования к экологичности эксплуатации автомобиля.
Если клапан ЕГР по каким-либо причинам не работает или намеренно заблокирован, блок управления двигателем (особенно после 2010 г.) дает команду на ограничение подачи топливно-воздушной смеси, то есть искусственно «дросселирует» мотор.
Блокировка системы рециркуляции отработавших газов осуществляется в следующих случаях:
- чрезмерный износ поршневой группы, наличие масла в выхлопных газах для предотвращения обрастания свечей зажигания и пропусков зажигания;
- форсированный двигатель, сколы;
- заправка некачественным топливом, что приводит к преждевременному загрязнению клапана;
- нарушения алгоритма работы системы EGR.
Классификация систем рециркуляции отработавших газов
В современных автомобилях используются три типа реализации алгоритма EGR:
Электронный
Устанавливается на большинство автомобилей после 2010 года выпуска.Управление осуществляется от блока управления двигателем через импульсы, подаваемые на шаговый двигатель многоступенчатого устройства. Такой клапан работает не только в положениях «открыто-закрыто», но способен частично открывать рециркуляционный тракт, что повышает точность работы системы.
Шина
Он управляется вакуумным клапаном, контролирующим давление во впускной системе.
Электропневматический
Эта система используется, когда необходимо управлять несколькими клапанами.
Алгоритм управления клапаном (клапанами) EGR может быть построен на основе показаний следующих датчиков:
- датчик давления выхлопных газов;
- датчик рециркуляции ОГ; датчик температуры газа;
- датчик скорости транспортного средства;
- датчик положения дроссельной заслонки;
- датчик перепада давления на выходе и входе клапана EGR;
- счетчик тока; лямбда-зонд.
Не факт, что показания всех вышеперечисленных датчиков участвуют в процессе управления клапаном ЕГР. Каждый производитель самостоятельно разрабатывает алгоритм работы системы. Но во всех случаях это достаточно сложно. На дизельных двигателях клапан EGR обычно открывается на холостом ходу. Количество отводимой смеси отходов может достигать 40 - 50%. По мере прогрева двигателя он закрывается. В бензиновых двигателях клапан закрывается при работе двигателя на холостом ходу и, наоборот, при увеличении нагрузки. Уровень утилизации обычно составляет около 10%.
Причины неисправности
Основными причинами выхода из строя системы EGR являются:
приводит к образованию лишнего нагара, может вывести из строя клапан через 10 000 – 20 000 км пробега;
проблемы с регулировкой угла зажигания ДВС;
изношенные маслосъемные колпачки, пониженная компрессия, другие проблемы с двигателем, связанные с наличием масла в выхлопных газах;
нарушение алгоритма обработки сигнала блоком управления двигателем;
износ форсунок; естественный механический износ клапана, который обычно возникает после 60-80 тыс км пробега автомобиля.
Смотрите также: обратный клапан где вход
Признаки неисправности клапана EGR
Основными признаками неисправности и неработоспособности являются следующие:
- Засорение клапана может вызвать заедание во время работы, а также увеличение времени срабатывания.
- Засорение способствует снижению мощности двигателя, неровному холостому ходу, «черному дыму» у дизелей. Преждевременное закрытие клапана способствует более «тяжелой» работе, повышенному расходу топлива.
- Постоянно приоткрытый клапан EGR вызывает заметное падение мощности и, как следствие, падение приемистости.
Отказ клапана приводит к сложной неисправности системы EGR, на что обычно указывает индикатор «CHECK ENGINE» на приборной панели и возможные признаки:
- нестабильный холостой ход;
- поднимается дым;
- снижение/увеличение мощности;
- повышенный шум двигателя;
- детонация.
В автомобилях с большим пробегом до 2000 года неисправность указанного клапана может никак себя не проявлять, поэтому периодически (лучше перед следующим осенне-зимним и весенне-летним сезонами), а также перед прохождением техосмотра , Рекомендовано:
- провести внешний осмотр проводки, разъемов, трубок, ведущих к клапану EGR;
- проверить («прочистить») обмотку электромагнитного клапана ЕГР;
- выполнить компьютерную диагностику блока управления двигателем.
Компьютерная диагностика блока управления двигателем обычно отслеживает следующие параметры системы EGR:
- коэффициент рециркуляции;
- pWM (широтно-импульсная модуляция) импульсный рабочий цикл, если используется этот тип управления клапаном EGR;
- статус включения/выключения клапана при нормальном импульсном управлении.
Замена или чистка клапана EGR
Обычно он расположен с левой стороны моторного отсека или на перегородке моторного отсека. Его легко найти с помощью двух шлангов и электрического разъема, подключенного к клапану (в случае электромагнитного клапана).
Их установка и снятие при замене или очистке обычно не вызывает технических проблем.
При этом должны выполняться следующие требования:
- нанести на резьбовое соединение термоклапана высокотемпературный герметик;
- при установке использовать новую прокладку; во избежание протечек соблюдать усилия затяжки резьбовых соединений (указаны в инструкции по ремонту);
- проверить герметичность соединения вакуумных трубок, правильность подключения.
Удалить его (заглушку)
Многие автовладельцы (особенно старые автомобили) отключают систему EGR. Это происходит, когда:
- клапан ЕГР вышел из строя, а автовладелец не хочет тратить лишние деньги на его покупку;
- сильно изношена поршневая группа, в выхлопные газы попадает горелое масло, образуется сильный нагар, который при рециркуляции сильно загрязняет рабочий объем двигателя и свечи, увеличивается дымность;
- иногда удаление клапана ЕГР на некоторое время сбрасывает обороты холостого хода и приемистость "задушенного" двигателя.
Для автомобилей до 2000 года выпуска при снятии клапана ЕГР достаточно отсоединить его электрический разъем. В некоторых случаях загорается "CHECK ENGINE", тогда патрубки, ведущие к клапану, лучше заглушить.
Это не приведет к неисправности электрооборудования автомобиля. В случае выхода из строя управляющей обмотки на электромагнитном клапане можно включить обычное реле или салонную лампочку накаливания для эмуляции параллельно с клапаном, чтобы не включать ошибку двигателя.
Когда система EGR выходит из строя на автомобилях после 2005 года, могут возникнуть серьезные проблемы, связанные с электропитанием автомобиля.
В основном система ЕГР отключается в процессе улучшения динамических характеристик двигателя, называемого «чипированием».
Что такое рециркуляция отработавших газов? Это похоже на то, что вы выпускаете выдыхаемый воздух обратно в легкие.
Да, конечно, уровень выдыхаемых вредных веществ будет ниже, но и дышать будет труднее и неприятнее.
Многие автолюбители спорят, и не без оснований.
Существует множество СТО, где оказывают услуги программного отключения EGR. Таким образом, вы не можете вносить механические и электрические изменения в систему управления двигателем. Просто обновите программное обеспечение блока управления еще раз.
Некоторые автомобилисты с полупрофессиональными диагностическими приборами пытаются самостоятельно перепрограммировать себя на удаление EGR с помощью выложенных в интернете прошивок и программ.
Это очень рискованно, лучше обратиться к профессионалам. В любом случае, если нет необходимости выжимать из автомобиля всю мощность, штатную систему рециркуляции отработавших газов лучше оставить в покое. С ним двигатель работает ровнее, меньше изнашивается, а экология будет лучше.