В автомобилях Toyota Corolla вариатор обеспечивает бесступенчатое переключение передач, что способствует плавному разгону автомобиля. Это главная особенность вариаторных трансмиссий. В этой статье мы рассмотрим конструкцию, принцип работы и основные неисправности, которые могут возникнуть в CVT.
Устройство и принцип работы
Вариаторные коробки передач начали устанавливаться на автомобили Toyota Corolla в 2006 году. Первые бесступенчатые трансмиссии K310 и K311 устанавливались на автомобили с 1,5-литровыми и 1,8-литровыми двигателями. С 2013 года вариаторы Axio и Fielder устанавливаются на все автомобили, независимо от двигателя автомобиля. Коробка передач - ременного типа.
Разобранная коробка передач Corolla
Конструкция вариаторной коробки передач на автомобилях 2007, 2008, 2013 и других годов выпуска довольно проста. Устройство состоит из двух валов, а также клинового ремня, который соединяет эти колеса друг с другом. Металлические ремни используются в вариаторных коробках передач. Гидротрансформатор используется для обеспечения развязки между валами и приводом и для передачи крутящего момента. С этим устройством вариаторная коробка передач в Corolla E160 работает более плавно и имеет более длительный срок службы. При изменении скорости движения главный и ведомый валы смещаются ближе или дальше друг от друга, изменяя свои диаметры. Это позволяет увеличивать или уменьшать крутящий момент в пределах, установленных двигателем.
Срок службы
Можно сказать, что срок службы новой коробки передач составляет не менее 120 000 км. Если не соблюдать правила эксплуатации, о чем свидетельствуют мнения автовладельцев, то после этого пробега начинаются проблемы в работе агрегата. Однако если вы правильно эксплуатируете коробку передач и соблюдаете все рекомендации по техническому обслуживанию, агрегат прослужит 200 000 километров или даже больше.
Основные неисправности
Ниже разберем, какие неисправности характерны для вариаторных коробок передач Toyota Corolla 2014, 2015, 2016, 2022 и других годов выпуска и что необходимо сделать для ремонта агрегата.
Пользователь Азат Ахмет столкнулся с проблемой шумного вариатора и снял это на видео.
Устранение проблем
Большинство неисправностей коробки передач можно обнаружить только с помощью компьютерной диагностики.
Неисправности, которые приведут к необходимости ремонта коробки передач:
- Обрыв приводного ремня. Клиновой ремень со временем начинает изнашиваться. Она изнашивается быстрее, если владелец автомобиля не соблюдает правила эксплуатации и регулярно ездит на повышенных скоростях или по бездорожью. Быстрый износ приводит к разрыву ремня. Его звенья могут разлететься по всей коробке передач и повредить другие компоненты трансмиссии.
- Неисправности модуля управления. Обычно модуль управления работает хорошо, но иногда он начинает давать сбои или полностью выходит из строя. Неисправность модуля приведет к необходимости его замены. В настоящее время трудно найти квалифицированного специалиста по ремонту вариаторов. По этой причине в мастерских обычно просто заменяют модуль. Можно перепрошить устройство или отремонтировать плату, если неисправность вызвана засорением или влагой. Но для перепрошивки потребуется специальное оборудование и программное обеспечение.
- Повреждение подшипника. Эти агрегаты подвергаются большим нагрузкам, особенно при работе в тяжелых условиях или при недостаточной смазке редуктора. Подшипники со временем изнашиваются, и продукты износа подшипников в виде металлической стружки могут попасть в другие детали и забить каналы масляной системы. В системе нарастает давление, что может привести к преждевременному выходу из строя подшипников или негерметичности уплотнений.
- Выход из строя регуляторов скорости вращения главного колеса и звездочек. Датчик температуры смазочного материала, давления масла в магистрали или валах также подвержены поломкам. Для устранения проблемы потребуется разобрать устройство. Часто причиной неисправности датчиков являются поврежденные контакты на их разъемах или неисправная проводка. Иногда контакты загрязняются, что приводит к неисправности контроллера. Необходимо продиагностировать целостность разъемов и "протестировать" проводку. Если проводка и контакты целы, замените датчики.
- Неисправности гидравлического трансформатора определяются путем детальной диагностики агрегата. Если устройство неисправно, можно попытаться отремонтировать его, заменив неисправные детали. Обычно, однако, требуется замена всего блока. Найти его на рынке может быть непросто.
- Неисправность редукционного клапана. Эта неисправность проявляется в виде рывков и дерганий автомобиля. Клапан начинает работать при запуске приводного устройства. Насосное устройство в вариаторе Corolla представляет собой несъемный узел. Поэтому, если клапан выходит из строя, необходимо заменить механизм. При нормальной работе клапана устройство свободно перемещается по втулке, установленной в корпусе насосного агрегата. В результате постоянного взаимодействия рабочей поверхности детали с различными частицами и отложениями, присутствующими в масле, клапан подвергается износу.
- Если автомобиль не заводится или заводится, но динамика движения плохая, необходимо провести капитальный ремонт сцепления и самой вариаторной коробки передач. Причиной может быть выход из строя гидротрансформатора или, реже, неисправность блока управления.
- Неисправный электромагнитный клапан давления в магистрали приведет к пробуксовке автомобиля. При переключении с нейтральной на D передачу вы почувствуете отчетливый толчок. Клапан следует заменить.
- Если вы поставили автомобиль на нейтраль, а он продолжает катиться, причин может быть несколько. В первую очередь необходимо проверить работу рычага переключения передач, а также модуля управления. Причиной неисправности может быть неисправность электрической цепи или разъемов на датчиках. Все устройства должны быть проверены.
CorollaFielder поделился видео о том, как выглядит чаша вариаторной коробки передач после 130 000 км пробега.
Правила эксплуатации и особенности обслуживания
К автомобилям с вариатором применяются следующие правила:
- Коробка передач не должна находиться в нейтральном положении. Это оборудование считается оборудованием для технического обслуживания и может быть задействовано только в чрезвычайных ситуациях. Это актуально, если автомобиль необходимо переместить в гараж для ремонта или вытащить из сугроба. Если автомобиль увяз в снегу или грязи, не пытайтесь вытащить его "накатом", попеременно включая передачи R и D в коробке передач. Это приведет к быстрому износу подшипников и других компонентов коробки передач. Если вы застряли, лучшим решением будет попросить кого-нибудь вытащить вас из препятствия.
- Не съезжайте резко с дороги и не ездите постоянно в спортивном режиме на высоких скоростях. Это также приведет к ускоренному износу деталей коробки передач. Шестерни вариатора не рассчитаны на такой режим работы.
- Избегайте поездок по неровным дорогам и в сельской местности. Масло в трансмиссии CVT быстрее портится при езде по бездорожью. Это приводит к тому, что внутренние компоненты редуктора смазываются не так эффективно, что вызывает износ деталей устройства.
- Всегда прогревайте автомобиль зимой. Помните, что двигатель автомобиля всегда нагревается быстрее, чем коробка передач. Поэтому если двигатель прогрет, это не означает, что коробка передач также прогрета. В холодную погоду не нажимайте на педаль акселератора слишком быстро. При низких температурах (-20 градусов и ниже) прогрев вариаторной коробки передач может занять 15 минут и более. Для того чтобы быстрее прогреть коробку передач, необходимо разогнать смазку по магистралям системы. Для этого после запуска двигателя переведите селектор коробки передач во все режимы, удерживая его в каждом режиме в течение 10 секунд. Двигайтесь на пониженной скорости, пока коробка передач полностью не прогреется.
- Режим парковки (P) следует включать только в том случае, если автомобиль долгое время находился на стоянке. Его активация блокирует компоненты трансмиссии. Двигатель можно запустить из режима парковки. Активация этого положения рычагом селектора не рекомендуется, если автомобиль остановлен в пробке или на несколько минут.
- Избегайте вращения колес. Не допускается торможение на автомобилях с вариаторными коробками передач; это приводит к быстрому износу ведущего колеса и звездочки, а также клинового ремня.
- Не буксируйте другие автомобили или прицепы. Шестерни вариатора рассчитаны на определенный вес автомобиля.
- Периодически меняйте масло в устройстве. Согласно официальным правилам, производитель не оговаривает необходимость замены смазочного материала. Однако это не освобождает владельцев автомобилей от необходимости менять эксплуатационное вещество. Эксперты рекомендуют менять масло в коробке передач не реже чем каждые 60 000 км. Перед заменой необходимо проверить уровень смазки и оценить ее состояние. Если масло имеет неприятный запах и содержит следы продуктов износа в виде металлической стружки или отложений, расходный материал следует заменить.
- В шестернях вариатора следует использовать специальное масло. Если масло не соответствует стандартам, это может повлиять на срок службы клинового ремня.
Чтобы узнать, как продлить срок службы вариатора, посмотрите этот видеоролик на канале "Технология ремонта автоматических коробок передач".
Преимущества и недостатки
При выборе вариатора или автомата мы рекомендуем ознакомиться с преимуществами и недостатками трансмиссий CVT.
Давайте начнем с преимуществ:
- Толчки и рывки, характерные для автоматических трансмиссий, отсутствуют. Вариаторные коробки передач разгоняются быстрее, в отличие от автоматических коробок передач.
- Надежность устройства. По сравнению с автоматической или механической, вариаторные коробки передач не уступают этим типам трансмиссий по надежности. Плохие отзывы о вариаторных коробках передач возникают из-за несоблюдения водителями правил эксплуатации. При строгом соблюдении условий вождения и деталей, указанных в сервисной книжке, трансмиссия прослужит долго.
- Вариаторы - хороший вариант для начинающих водителей. В отличие от автомобилей с механикой, в таких машинах всего две педали, что во многом упрощает вождение.
- Снижение расхода топлива благодаря более плавному и динамичному разгону. Благодаря меньшему расходу топлива автомобиль выбрасывает в окружающую среду с выхлопными газами меньше вредных веществ.
Основными недостатками, характерными для трансмиссий CVT, являются.
- Стоимость ремонта или замены масла на станциях технического обслуживания будет высокой. Это связано с тем, что на российских станциях технического обслуживания мало специалистов, которые могут правильно отремонтировать или обслужить трансмиссию. Однако те из них, которые доступны, взимают высокие цены за такие услуги.
- Повреждение одного из датчиков может привести к неработоспособности всего устройства. Даже если неисправный контроллер не является основным.