Клапанная крышка устанавливается поверх ГБЦ через прокладку или герметик, закрывая газораспределительный механизм. Также в этом элементе имеется отверстие для заливки масла в двигатель (маслозаливная горловина).
Основная функция клапанной крышки – герметизация ГРМ, что предотвращает разбрызгивание смазки и предотвращает попадание грязи и влаги в двигатель. Кроме того, сняв крышку, можно получить быстрый доступ к некоторым элементам газораспределительного механизма, не снимая всю ГБЦ.
Также рекомендуем прочитать статью о том, как выявить проблемы с прокладкой ГБЦ. В этой статье вы узнаете о признаках и симптомах износа прокладки ГБЦ, а также о том, как заменить указанный элемент.
Во время эксплуатации автомобиля во многих двигателях внутреннего сгорания независимо от пробега на крышке ГБЦ появляется масло. В одних случаях масло течет под болты клапанной крышки, в других - подтекает в месте соединения крышки с головкой блока.
В этой статье мы поговорим о том, почему течет масло из-под клапанной крышки и как устранить такие течи масла. Параллельно будет рассмотрен вопрос, что делать, если обнаружена течь масла под ГБЦ.
Причины течи масла из-под клапанной крышки
Утечка масла может происходить через маслоналивную горловину, где клапанная крышка входит в головку блока, а также там, где крышка крепится болтами к ГБЦ.
Реже протечки масла можно обнаружить в корпусе клапанной крышки. Это свидетельствует о дефектах и трещинах в корпусе, а также возможен заводской брак.
Как известно, моторное масло в системе смазки двигателя подается к различным элементам и узлам двигателя внутреннего сгорания под определенным давлением, которое создается за счет работы масляного насоса.
- В том случае, если наблюдается течь масла в районе болтового соединения или из горловины выходит смазка, наиболее вероятной причиной специалисты считают повышение давления в системе смазки двигателя.
- Наличие течи масла в месте соединения крышки с головкой блока также может свидетельствовать о повышении давления в системе. Параллельно с этой волной допускается износ прокладки или недостаточная герметизация в районе стыка клапанной крышки и ГБЦ.
Обратите внимание, что прокладка клапанной крышки является резиновым изделием. При этом условия работы этого уплотнения таковы, что указанный элемент работает с учетом постоянного перепада температур (высокий нагрев и охлаждение). Совершенно очевидно, что резина в таких условиях постепенно теряет эластичность и твердеет, в структуре материала появляются трещины. В результате прокладка больше не прилегает прочно к поверхностям крышки и головки. В этом случае проблема решается заменой прокладки клапанной крышки.
Также рекомендуем прочитать статью о том, как заменить прокладку клапанной крышки своими руками. Из этой статьи вы узнаете о доступных способах замены прокладки клапанной крышки в гараже, а также о различных тонкостях и нюансах при проведении этой процедуры.
Добавим, что приведенные выше утверждения относятся к прокладке ГБЦ. Масло из-под ГБЦ может вытекать также при повышенном давлении в системе смазки, а также в результате дефектов прокладки ГБЦ. Единственное, в этом случае стоит обратить внимание на состояние контактных поверхностей головки блока цилиндров и блока цилиндров.
Например, перегрев двигателя может привести к тому, что головка блока цилиндров «едет», то есть головка блока цилиндров не подходит к БК должным образом. В этом случае проблему не решить просто заменой прокладки и нанесением нового герметика. В такой ситуации необходима шлифовка ГБЦ.
Также следует отметить, что следы подтекания моторного масла и смазки могут появиться и при прохождении течи через прокладку выпускного коллектора. Бывает, что мастера делают поспешные выводы о том, что масло течет из-под ГБЦ, после чего сразу начинают менять прокладку ГБЦ.
При этом по внешним признакам такая течь во многих случаях выглядит как течь в прокладке головки блока цилиндров, хотя на самом деле масло течет через прокладку коллектора. При диагностике необходимо учитывать этот факт, рекомендуется проверять этот элемент отдельно.
Течь масла из-под клапанной крышки: высокое давление в системе смазки двигателя
Итак, если с прокладками все понятно, то утечки масла в результате повышенного давления в системе смазки требуют отдельной диагностики двигателя. Одним из основных способов на начальном этапе можно считать измерение давления масла в системе смазки.
Чтобы измерить давление масла, которое создается в каналах масляной системы, необходимо заранее уточнить, какой показатель считается нормой для того или иного типа и модели ДВС. Эту информацию можно найти в специализированной технической литературе, уточнить на профильных автофорумах и т.п
Многие водители прекрасно знают, что при падении давления в системе смазки загорается сигнальная лампа давления масла на приборной панели. Важно знать, что это не относится к повышенному давлению. Другими словами, при высоком давлении масла указанный индикатор не загорается.
Для измерений необходим жидкостный манометр. Далее откручивается датчик давления масла, после чего на его место устанавливается манометр и замеряется давление масла в двигателе. Если показания манометра укажут на превышение рекомендуемого манометра, естественным следствием будет утечка масла под клапанную крышку.
Высокое давление масла может возникать по разным причинам. Среди основных принято выделять следующие:
- проблемы с вентиляцией картера. В этом случае вентиляция картера не работает должным образом, в двигателе скапливаются газы и создается избыточное давление. В результате моторное масло «давит» под клапанную крышку. Обратите внимание, что при такой неисправности масло попадает и в корпус воздушного фильтра. Распространенными причинами проблемы можно считать забитую сетку маслоотделителя, а также засор штуцеров, к которым крепятся шланги вентиляции картерных газов. Для устранения неисправности необходимо промыть сетку маслоотделителя, почистить штуцер.
- загрязнение системы смазки двигателя. В некоторых случаях скопление отложений в каналах системы смазки может привести не только к снижению, но и к повышению давления. Не следует исключать возможность засорения маслопроводов после масляного насоса, вызывающего снижение производительности и повышение давления масла. В такой ситуации может потребоваться промывка системы смазки, замена масла и масляного фильтра.
- использование масла с высокой вязкостью, превышение уровня масла, сильное загустевание смазки при низких температурах. Как известно, моторные масла необходимо выбирать не только с учетом допусков производителя мотора и различных свойств, но и с учетом сезонности. Это означает, что всесезонные моторные масла имеют разный индекс вязкости. Получается, что зимой, особенно в регионах с сильными морозами, лучше использовать менее вязкое масло из рекомендованного списка. Также следует учитывать, что после прогрева двигателя масло будет разжижаться. По этой причине подбор необходимо производить с учетом общего состояния двигателя, степени износа, герметичности сальников и прокладок.
- заедает редукционный клапан масляного насоса. Масляный насос системы смазки двигателя всегда имеет определенный запас производительности. Это делается для предотвращения постепенного снижения давления масла с учетом естественного износа самого насоса, скопления загрязнений и появления других проблем в масляной системе при работе двигателя. По этой же причине в своей конструкции данное устройство имеет специальный редукционный клапан, позволяющий всегда поддерживать давление в заданных пределах. Если клапан масляного насоса застрял в закрытом положении или неправильно отрегулирован, давление в масляной системе возрастет. Добавим, что частой причиной заедания редукционного клапана является загрязнение, отложения, и т.п. Решение - снять масляный насос.
Полезные советы и рекомендации
- Следует помнить, что качественное устранение течи масла под клапанной крышкой требует правильного выбора прокладки под клапанную крышку. Для этого оптимально приобретать качественные оригинальные или рекомендованные аналоги известных производителей.
- Перед покупкой прокладку необходимо внимательно осмотреть, проверить на эластичность и убедиться в отсутствии провисов и других дефектов. Элемент не должен быть твердым и не слишком сухим, не допускаются даже самые мелкие трещинки.
- Для автомобилей, крышка клапанов которых герметизирована герметиком, следует использовать только рекомендованные или проверенные герметики. При этом обязательно строго соблюдать технологию нанесения. Также следует отметить, что нанесение дополнительного слоя герметика на резиновую прокладку является распространенной практикой, при этом сторонников и противников этого метода существует большое количество.
- Если контактные поверхности клапанной крышки и/или головки блока не ровные и неровные, параллельно с установкой новой прокладки многие автомеханики наносят тонкий слой герметика. В такой ситуации герметик обеспечивает лучшую герметизацию соединения, но общий срок службы соединения и указанного уплотнения обычно невелик. Если на прилегающих поверхностях нет дефектов, в профилактических целях герметик лучше не использовать.
- При установке и затяжке болтов клапанной крышки необходимо следовать рекомендациям производителя автомобиля, затягивать болты клапанной крышки в правильной последовательности и только рекомендованным моментом.
Что в итоге
Принимая во внимание вышеизложенную информацию, а также особенности системы смазки двигателя, необходимо соблюдать некоторые основные правила для продления срока службы соединений и предотвращения утечек масла.
В первую очередь необходимо своевременно менять моторное масло и масляный фильтр, не превышая межсервисный интервал. В двигатель следует заливать только те масла, которые рекомендованы производителем двигателя и являются качественным продуктом. При этом важно учитывать не только основные параметры, но и вязкость, а также индивидуальные условия эксплуатации (сезонность, режимы работы двигателя, нагрузки и т.д.)
Помните, перегрев двигателя приводит к тому, что нарушается геометрия клапанной крышки и ГБЦ, могут возникать дефекты блока цилиндров и т.д. Из-за значительного повышения температуры выходит из строя прокладка клапанной крышки, прогорает прокладка ГБЦ.
В процессе подбора прокладок необходимо приобретать качественную продукцию, а также соблюдать рекомендации по установке (размещение прокладок, момент затяжки болтов клапанной крышки). Если используется герметик, также следует соблюдать рекомендуемую технологию его нанесения.
При плановом техническом обслуживании следует обращать внимание на состояние и работоспособность системы вентиляции картера двигателя. Периодическая чистка предотвращает возможные проблемы, вызывающие повышение давления внутри ДВС.
Читайте также
-
Как самостоятельно поменять прокладку клапанной крышки
Когда и зачем необходимо менять прокладку клапанной крышки. Как заменить прокладку клапанной крышки своими руками. Секреты и уловки. Подробнее -
Сапун двигателя - что это?
Назначение и принцип работы вент. Для чего устанавливают сапуны в двигателях внутреннего сгорания, коробках передач и мостах. Когда необходимо чистить вентиляцию, полезные советы и рекомендации. Подробнее -
Какой герметик лучше для двигателя автомобиля?
Виды герметиков для двигателя автомобиля: анаэробные, силиконовые, ременные. Принцип действия, отличия, область применения. Как выбрать лучший герметик Подробнее -
Как помыть гидрокомпенсаторы не снимая мотор
Гидрокомпенсаторы: что это такое, какую функцию выполняют, неисправность гидрокомпенсатора и симптомы. Ремонт и мойка гидроэлеваторов своими силами Подробнее -
Признаки прогоревших клапанов
Как определить износ клапанов двигателя. Основные симптомы прогоревшего клапана, точное выяснение причин возгорания двигателя. Диагностика, полезные советы Подробнее -
Как заменить маслосъемные колпачки
Что такое маслосъемные колпачки (сальники клапанов). По каким признакам можно определить необходимость замены, как поменять маслосъемные колпачки самостоятельно. Подробнее