1 Манометры давления масла устанавливаются на роскошные и спортивные автомобили. В большинстве автомобилей имеется только сигнальная лампочка, которая мигает или горит постоянно, когда давление масла падает ниже приемлемого уровня.
2 Выключатель сигнальной лампы обычно представляет собой контактный мембранный датчик (см. рис. 2.7).
Датчик вкручивается в масляную магистраль в блоке цилиндров. Когда давление низкое, контакты датчика замкнуты. Они откроются, когда давление сможет преодолеть силу пружины.
Предупреждающая лампа низкого давления предупреждает водителя, когда давление масла падает ниже допустимого уровня.
3 Другая конструкция мембранного датчика давления с пьезоэлектрическим преобразователем показана на рис. 2.8.
Рисунок 2.7: Контактный датчик давления масла.
Рисунок 2.8: Полупроводниковый датчик давления масла.
Полупроводниковый пьезокристалл обладает следующим свойством: изменение давления на одну пару его противоположных плоскостей влечет за собой изменение сопротивления между двумя другими противоположными плоскостями.
Пьезокристалл с последовательно соединенным с ним резистором фиксированного сопротивления подключен к регулируемому источнику постоянного напряжения.
Пьезокристалл изменяет свое сопротивление из-за изменения давления, что вызывает изменение падения напряжения на резисторе постоянного тока. Это напряжение пропорционально измеряемому давлению.
Такой датчик обычно входит в состав цифрового индикатора давления (см. рис. 2.9). Выходное напряжение датчика сначала преобразуется из аналогового в цифровое, а затем поступает на бортовой компьютер. Таблица соответствия между цифровыми кодами и значениями давления хранится в памяти компьютера, доступной для чтения (ПЗУ). После считывания цифрового кода компьютер преобразует его в значение давления, выраженное в цифровой форме, которое передается на дисплей приборной панели.
Датчики обычно подключаются к бортовому компьютеру через переключатель, который, в свою очередь, подключается к компьютеру
В компьютере хранится таблица соответствия между цифровыми кодами и значениями давления. Он также регистрирует минимальное значение давления, при котором загорается индикатор.
Рис. 2.9 Измерение давления масла электронным методом.
каждого датчика в течение всего времени измерения. Это эффективный способ использования компьютера, поскольку в противном случае для каждого датчика потребовался бы отдельный компьютер.
Компьютер выдает на дисплеи два типа информации: "сигнал низкого давления" и "давление масла".
Аналоговая система измерения давления масла, использующая датчик мембранного типа с биметаллическим преобразователем и индикатором, показана на рис. 2.10. Мембрана изгибается под давлением и сильнее давит на контакты биметаллического вибратора.
Рисунок 2.10: Датчик давления масла с биметаллическим преобразователем и индикатором.
Вибратор работает по тому же принципу, что и регулятор напряжения (см. статью "Как работает регулятор напряжения питания прибора?"). Нагреватель изгибает биметаллическую пластину преобразователя, что приводит к разрушению контактов. Контакты прерывают подачу тока на индикатор, а также на саму катушку нагревателя, в результате чего биметаллическая пластина охлаждается и контакты снова замыкаются. Относительное время пребывания контактов в замкнутом и разомкнутом состоянии зависит от прогиба мембраны, т.е. от давления масла. Индикатор показывает средний ток и может быть прочитан в единицах давления.