Узнаем, как проверить датчик детонации Опель Корса Д.
Датчик детонации: как проверить и поменять
Датчик детонации (ДД) напрямую на работу двигателя не влияет, но его выход из строя может иметь печальные последствия. Детонация – одна из главных угроз для силового агрегата. Он обладает огромной мощностью, и при неправильной работе системы предупреждения двигатель перестанет работать через 6000 км. Чтобы этого не произошло, нужно знать все признаки неисправности датчика детонации и способы устранения проблемы.
За что отвечает датчик детонации и на что он влияет
Деталь устанавливается на автомобили с бензиновыми двигателями. Это одно из основных звеньев в системе управления. Датчик предназначен для контроля уровня детонации. Использование компонента позволяет значительно экономить топливо, и при этом силовой агрегат начинает работать на полную мощность.
На карбюраторных двигателях для предотвращения детонации трамблер сдвигается вручную, что несколько замедляет процесс зажигания. В современных двигателях ручная регулировка невозможна, так как об этом заботится электронная система. Датчик управления устанавливается в определенном диапазоне и работает на основе пьезоэлектрического эффекта.
Устройство управляет системой запуска двигателя и отвечает за ее правильную работу. Составными частями механизма являются:
- виброплита;
- электрический компонент - например, пьезоэлектрический;
- кабель управления;
- обмотка.
Где находится ДД
Датчик крепится на блоке, который может быть изготовлен из чугуна или алюминия. Он расположен между вторым и третьим цилиндрами. Это самое «горячее» место на блоке, равноудалённое от обоих цилиндров. Место выбрано не случайно, так как детонация начинается в самой горячей камере. Остальные цилиндры работают в условиях, близких к допустимой норме.
Датчик устанавливается на гладкой ровной поверхности. Это исключает возможность искажения звука и снижает акустическое сопротивление. Корпус фиксируется штыревым соединением, что обеспечивает его надежное прилегание к месту установки. Расположение может быть разным, многое зависит от марки автомобиля, но установка всегда производится на картер двигателя. Размер кусочка не превышает размера спичечного коробка.
Как работает датчик детонации
Принцип работы устройства основан на пьезоэлектрическом эффекте. На него поступает сигнал постоянного тока от контроллера. Внутри датчика находится специальный резистор, предназначенный для снижения напряжения. После того, как напряжение уменьшится в 2 раза, оно снова подается на контроллер. Электрический ток в это время уже имеет переменное значение. Обратный сигнал проходит через схему, воспроизводящую опорное напряжение. Это возможно благодаря тому, что импульс приходит в виде постоянного электрического тока, а возвращается в виде переменного тока.
Сигнал воспроизводится в двигателе во время вспышки детонации. Его амплитуда зависит от мощности детонации. Если двигатель работает нормально, на контроллер отправляется сигнал обратной связи 2,5 В. В этом случае контроллер не изменяет режим работы двигателя. Если значение сигнала отличается, угол опережения зажигания изменится. Это делается для частичного гашения детонации. Двигатель в это время переходит в безопасный режим, благодаря тому же датчику.
Признаки неисправности датчика детонации
На панели приборов есть индикатор, который показывает состояние датчика детонации. Индикатор может загораться прерывисто, при увеличении нагрузки или постоянно. Если форсажа нет, то это не влияет напрямую на работу силового агрегата, но обязательно скажется на динамике автомобиля.
Признаки неисправности компонента следующие:
- Погода за окном холодная и двигатель начал слишком быстро перегреваться.
- Мощность двигателя сильно снижена.
- Там была свеча накаливания.
- Машина стала намного хуже разгоняться.
- Топливо стало расходоваться в больших количествах. Иногда кажется, что бензин просто испаряется.
- На свечах стало намного больше нагара.
Детонация значительно возрастает с увеличением скорости.
Чтобы точно определить причину отказа датчика, нужно иметь некоторый опыт. Здесь нет ничего сложного, но важно понимать суть процесса работы узла.
Как проверить
Если компонент сломается, автомобиль будет работать как прежде. Явных признаков неисправности может и не быть. При возникновении неисправности она будет считаться электронной, так как устройство является частью электроники автомобиля.
Выход из строя устройства может произойти по самым разным причинам, например, из-за неисправности самого устройства, короткого замыкания в системе или обрыва сигнального кабеля. Для выполнения самопроверки необходимо определить, где находится датчик. В руководстве по эксплуатации есть информация об этом.
Далее начинаем снимать крепление. Ослабьте гайку на шпильке. Отсоедините электрический разъем и отложите его в сторону. Корпус устройства снимается со шпильки. Датчик детонации проверяется двумя проводами: сигнальным и массой. Помните, что внутри устройства находится хрупкий пьезоэлектрический кристалл. Конечно, в системе предусмотрена некоторая защита в виде компенсаторов, но от сильного механического воздействия она не спасет. Разбирать датчик не стоит, так как недопустимо нарушение герметичности корпуса.
Лучше всего проверять мультиметром. На ваших кабелях не должно быть перегибов. Лучше использовать устройство с короткими кабелями. Отрицательный щуп подключается к отверстию датчика, расположенному в центре, а положительный щуп подключается к разъему управления. Если прибор исправен, индикатор мультиметра покажет всплеск электричества в 40-150 мВ.
Если устройство неисправно, активности не будет. Вы можете проверить с нескольких устройств; тогда не будет сомнений, что процедура проведена правильно. После диагностики неисправный датчик заменяют.
Замена датчика детонации
Если датчик не работает, его необходимо заменить; тут других вариантов нет. Прибор недорогой, найти его можно в любом специализированном магазине. Конечно, цена зависит от марки и модели автомобиля, но в целом она невысока. Заменить устройство можно самостоятельно, но при отсутствии навыков и опыта лучше обратиться к мастерам. За работу возьмут 2-3 тысячи рублей.
Перед заменой дайте двигателю остыть и выключите автомобиль, отсоединив минусовую клемму аккумулятора. В некоторых автомобилях устройство расположено таким образом, что снять его можно будет без усилий.
Для разборки устройства понадобится ключ на 12 – им откручивается болт крепления. Затем устройство выключается и удаляется. На его место ставится новый датчик. Сборка в обратном порядке.
При покупке нового датчика убедитесь, что номер детали совпадает с номером детали на старой детали. Тогда ЭБУ будет работать полностью исправно. Не покупайте устройства китайских производителей — они, конечно, дешевле, но экономия точно ударит.
Датчик детонации – очень важное и в то же время простое устройство, заменить которое можно без особых усилий. Важно вовремя выявить неисправность, чтобы не повредить автомобиль при движении с неисправным датчиком.
Признаки неисправности датчика детонации
Современные инжекторные автомобили имеют усовершенствованную электронную систему управления двигателем (ECM). В основе такой системы лежит ЭБУ контроллера, который взаимодействует с целым набором различных датчиков. При этом наиболее важными датчиками в такой системе являются датчик положения коленчатого вала (ДПКВ), датчик массового расхода воздуха (ДМРВ), ДПДЗ и ряд других.
Если рассматривать датчик детонации (ДД), важно замечать признаки неисправности этого датчика сразу после их появления, так как игнорирование проблемы может иметь серьезные последствия для ДВС. Далее мы увидим, где находится датчик детонации, для чего он нужен и как работает, а также как определить неисправность датчика детонации, проверить и заменить датчик детонации и т.д.
Как работает датчик детонации и признаки неисправности
Начнем с того, что неисправность датчика детонации не приводит к явным неисправностям или глоханию ДВС, однако от нормальной работы датчика напрямую зависит ресурс силового агрегата. Чтобы понять, где находится датчик детонации, достаточно внимательно осмотреть блок двигателя. Указанный датчик отслеживает детонацию, определяя вибрации двигателя.
Однако при сильном нагреве или высоком давлении топливо может начать самопроизвольно и хаотично гореть, горя больше похоже на взрыв. Если начинаются такие взрывы или происходит самовозгорание рабочей смеси (взрыв топлива), это может быстро вывести из строя ДВС (разрушаются поршни, поршневые пальцы, шатуны, может сломаться блок цилиндров).
По этой причине очень важно заправляться топливом с октановым числом, которое разрешает использовать сам производитель автомобиля. Помните, понижение октанового числа часто вызывает детонацию, ошибки и отказ двигателя.
- В свою очередь датчик фиксирует уровень вибраций. При превышении этого уровня датчик посылает сигнал на компьютер. Столкнувшись с опасностью детонации для двигателя, блок управления начинает корректировать зажигание, изменяет состав топливной смеси, снижает мощность ДВС и не дает двигателю развивать средние и высокие обороты.
Также при серьезных и длительных неисправностях ЭБУ должен штатно оповещать водителя (горит проверка, возникает ошибка датчика детонации). Фактически датчик преобразует механические колебания в электрический сигнал, который передается на компьютер.
Сам датчик работает на основе пьезоэлектрического эффекта (способности материалов образовывать разность потенциалов при определенном механическом воздействии). Вкратце датчик имеет следующие конструктивные элементы:
- виброплита;
- электрический пьезоэлемент;
- проводка;
Также можно выделить два типа датчиков детонации: резонансные и широкополосные. На многих отечественных и зарубежных автомобилях используется широкополосный датчик, который крепится на блоке цилиндров как можно ближе к цилиндрам (например, датчик детонации ВАЗ).
Существуют также резонансные датчики, обнаруживающие неисправности ДВС на малых оборотах из-за резонанса. По точности резонансный датчик лучше широкополосного, так как способен «отличить» различные вибрации от детонации двигателя. Эти датчики имеют отдельное (резьбовое) соединение и внешне похожи на датчик давления масла.
Основные признаки неисправности датчика детонации и проверка
Так, если загорается «галочка» на приборной панели, двигатель внутреннего сгорания теряет мощность и появляются другие симптомы, это может свидетельствовать о выходе из строя или неисправности датчика детонации. Также при движении двигатель может начать трясти, плавать обороты двигателя и т.д.
Причин может быть много, начиная с механического повреждения датчика и заканчивая окислением контактов или обрывом проводки. В первую очередь нужно проверить крепление датчика и состояние кабеля. Если визуальный осмотр ничего не дает, следует переходить к углубленной диагностике. Для этого нужно знать, как проверить датчик детонации на автомобиле.
Лучшим решением будет диагностика датчика детонации, не снимая его. Для этого сначала прогревают двигатель, после чего на холостом ходу нужно легонько постучать по креплениям датчика металлическим бруском.
Если обороты начинают колебаться, это говорит о том, что датчик работает более-менее правильно. Конечно, способ не самый точный, к тому же есть риск повредить датчик и его крепления.
Второй способ – проверить датчик детонации мультиметром. Для этого нужно снять элемент, отсоединить разъем и подключить к клеммам мультиметр. Тестер переводится в режим измерения напряжения 2 В. Далее к датчику следует прикоснуться металлическим предметом.
Показания мультиметра должны изменяться от 0 до нескольких десятков милливольт. Если да, то датчик исправен. Кстати, если у вас есть осциллограф, вы можете более точно проверить качество выходного сигнала. Так или иначе, в ситуации, когда тест показывает отсутствие сигнала, необходимо приступать к замене датчика.
Замена датчика детонации своими руками
Хотя ДД редко выходят из строя и имеют ресурс, зачастую превышающий ресурс ДВС, в определенных ситуациях датчик может начать глючить или выйти из строя совсем. Например, после аварии или при попадании воды.
Выбрав подходящий датчик для замены (важно, чтобы элемент подходил по разъему и другим параметрам), остается только снять с автомобиля старый элемент (если он ранее не снимался для проверки) и установить новый.
Перед снятием старого устройства разъем отсоединяется. Последующая сборка происходит в обратном порядке. После размещения элемента нужно проверить качество его работы, а также надежность креплений, соединения коннектора и т.д.
Хотя стоит этот тип датчика не дорого, так как срок службы ДД большой, купить подходящий б/у вариант вполне возможно. Единственное, такой датчик лучше сразу перед покупкой и установкой в автомобиль проверить мультиметром.
Как видите, датчик детонации — достаточно простой, но важный элемент общей электронной системы управления двигателем. Важно понимать, что хотя выход из строя ДД и не приведет к полной остановке ДВС (например, как в случае с ДПКВ), однако игнорирование такой проблемы в дальнейшем вызовет проблемы с двигатель.
Напоследок отметим, что с учетом качества топлива в СНГ рекомендуется отдельно следить за состоянием датчика детонации, так как именно он в конечном итоге может спасти двигатель от серьезных поломок при езде на плохом бензине.
Зачем нужно периодически чистить дроссельную заслонку? Как почистить амортизатор, тренировка дроссельной заслонки и адаптация после чистки, полезные советы.
Датчик положения дроссельной заслонки ВАЗ: признаки неисправности ДПДЗ, устранение и проверка ДПДЗ мультиметром, рекомендации.
Устройство, назначение и принцип работы датчика положения дроссельной заслонки. Типы ДПДЗ, распространенные неисправности и способы проверки датчика.
Почему возникает ошибка автомобильного кислородного датчика: причины ошибок лямбда-зонда, как проверить кислородный датчик, заменить кислородный датчик.
"Холодный" двигатель плавает на холостом ходу. Основные неисправности, признаки и диагностика неисправностей. Неравномерная работа дизельного двигателя на холостом ходу.
Регулятор холостого хода (датчик) ВАЗ 2110: устройство, принцип работы и основные признаки неисправностей РХХ 2110. Поиск и устранение неисправностей, ремонт и замена.