Двигатель любого транспортного средства представляет собой очень сложный механизм. А для наиболее полной отдачи было придумано несколько систем, которые с годами совершенствовались и усложнялись. Например, система охлаждения рассчитана на поддержание оптимального температурного режима, при котором топливная смесь сгорает полностью, а износ минимален.
Есть даже такой термин: термоменеджмент. Потому что эта система должна не только предотвращать перегрев двигателя, но и обеспечивать его более быстрый прогрев и быструю реакцию на изменение нагрузки. Одним из важнейших элементов системы охлаждения является термостат:
По сути, это механическое устройство, принцип действия которого основан на тепловом расширении. И этот узел практически не менялся (конструктивно) на протяжении многих лет. Но конструкция современных двигателей имеет тенденцию к укрупнению, то есть к уменьшению объема работы двигателя, что влечет за собой необходимость их форсирования.
Одной из предпосылок повышения КПД является повышение рабочей температуры. Отчасти это связано с тем, что в замкнутой системе под давлением, со специальной жидкостью (а антифриз имеет более высокую температуру кипения, чем обычная вода), она может достигать стабильной температуры 105°/108°. Но как уберечь двигатель от закипания, если он все время работает на пределе? И вот они выходят на сцену.
Электронно-управляемый термостат. Что за зверь
По сути, это самый обычный терморегулятор. Как и прежде, его открытие и закрытие обеспечивается тепловым расширением. А то, что многие принимают за датчик, на самом деле является дополнительным контуром обогрева. Как это работает? Попробую объяснить "на пальцах". Предположим, автомобиль едет с водителем с одинаковой скоростью по ровной дороге. При определенном положении педали развиваются определенные обороты.
Термостат открывается при 105°, что обеспечивает надежную работу двигателя (при прочих исправных элементах системы охлаждения) с максимальной эффективностью. Если нагрузить машину или дорога резко пойдет вверх, при том же положении педали скорость уменьшится. ЭБУ (электронный блок управления) поймет, что появилась дополнительная нагрузка и быстро подаст напряжение на нагревательный элемент термостата, и он начнет раньше открываться, что фактически повысит температуру охлаждающей жидкости! То есть эта система является упреждающей и, следовательно, эффективной. Пока это правильно.
Какие неисправности у «электронного» термостата
Да почти как обычно. Он может застрять в закрытом, открытом или частично открытом положении. Это связано как с возрастными изменениями, так и с реакцией на некачественную охлаждающую жидкость. Но к этому можно добавить неисправности в работе электросхемы. Самым простым и распространенным является обрыв цепи, в результате чего термостат не может реагировать на нагрузку, что приводит к частым перегревам.
Как заменить термостат
И здесь нет особых отличий от работы с классическими термостатами. Но рассмотрим эту процедуру на примере Opel Mokka:
С одним из самых распространенных двигателей 1.8 в автомобилях GM (A18XER):
Хозяин этого автомобиля жаловался на постоянный перегрев, а компьютерная диагностика выявила неисправность электроники. Для замены термостата необходимо слить антифриз. Поэтому нужно определиться, речь идет о замене или стоит вылить слитый антифриз. На помощь приходит специальный прибор:
Если температура замерзания находится в допустимых пределах, можно сэкономить хладагент. Но мой совет: всегда наполняйте его свежим.
- Слить антифриз. Для этого на радиаторе есть специальный вентиль. Но чтобы до него добраться, нужно снять защиту:
Термостат расположен на торце головки блока:
Конечно, есть умельцы, которые заменят его, не трогая ничего «лишнего». Но что ими движет, лень или профессионализм, определить не берусь. На мой взгляд, стремление оптимально предоставить свободное пространство для работы. И поэтому начинать придется со снятия расширительного бака. Однако, чтобы добраться до болтов их крепления, необходимо снять пластиковую крышку:
- откручиваем болты крепления расширительного бачка:
Термостат виден, но остается недоступным.
- отвинтить стальную пластину, к которой крепится жгут проводов:
- снимаем хомут с патрубка к радиатору:
Кстати, вот еще одна причина поменять этот термостат:
Велика вероятность того, что в этом месте есть утечка антифриза
- откручиваем четыре винта крепления термостата:
- очистить контактную поверхность корпуса термостата:
- Внимательно осмотрите корпус термостата. Не должно быть трещин и перекосов:
Так как даже неправильная эксплуатация термостата может привести к дорогостоящему ремонту, рекомендую подойти к выбору нового ответственно и не экономить.
Новый термостат уже имеет приклеенную прокладку:
- установить на его место новый термостат, руками вкрутить болты.
А чтобы выжать, нужно…
Дело в том, что болты, которые держат термостат, ввернуты в гнезда, приваренные к пластиковому корпусу. И чрезмерное усилие может легко повредить это крепление. Тогда остается только один выход – замена корпуса термостата.
- затяните крепежные винты термостата:
- собрать в обратном порядке;
- запустить и прогреть двигатель:
- убедиться в отсутствии воздушных пробок в системе охлаждения;
- устранить ошибки в системе охлаждения. И ваш OPEL снова здоров.