Этот автомобиль по праву можно назвать ветераном: производство первого поколения стартовало в 1988 году. Последний экземпляр третьего сошел с конвейера в 2008 году, при этом именно средний из «собратьев» оказался востребованным и заслужил негласный титул «европейского любимца».
В соответствии с принципами классификации, используемыми производителем автомобилей, для обозначения поколений используются заглавные латинские буквы (Opel Vectra A, B, C). Часто можно встретить сокращения меньшей емкости: OVA, OVB, OVC. Интересно другое — само название модели не несет никакой смысловой нагрузки, так как сгенерировано специальной компьютерной программой — и это первый подобный прецедент.
Так как немецкие автопроизводители являются признанными пионерами в этой области, они редко копируют чужие разработки, стараясь максимально использовать свои. Возможно, поэтому расположение салонного фильтра здесь нестандартное: под капотом у лобового стекла, со стороны пассажира за консольной частью приборной панели. А вот что касается простоты замены, то здесь конструкторам удалось порадовать автовладельцев – эта процедура здесь настолько проста, что ее может выполнить человек, никогда не державший в руках гаечного ключа.
Функции фильтра салона
Работа системы вентиляции, штатного отопления и кондиционирования невозможна без использования наружного воздуха, поступающего в автомобиль через воздухозаборную решетку на капоте. Так как сила тяжести не обеспечивает необходимой мощности воздушного потока, для его усиления используется вентилятор, создающий давление с помощью крыльчатки.
Когда салон нужно охладить летом или подогреть зимой, мы включаем соответственно кондиционер или обогреватель, при этом охлажденный или нагретый воздух устремляется через дефлекторные решетки в салон автомобиля. Этим воздухом дышит водитель и все, кто находится в машине. Насколько он чист? Вопрос риторический, особенно если машина стоит в плотном потоке машин, движущихся с черепашьей скоростью.
Любой водитель скажет вам, что без салонного фильтра летом очень тяжело. Пыль, копоть, мельчайшая крошка резины, выхлопные газы – мы бы надышались всем этим «богатством», если бы не этот автомобильный аксессуар. А правда в том, что в салоне старых машин нет воздушных фильтров - их стали массово устанавливать на автомобили с конца прошлого века.
Так что если вы владелец Опель Вектра А, салонный фильтр можно не искать, в вашей машине его нет. Второму и третьему поколению повезло больше, что неудивительно: OVB был одним из первых автомобилей, оснащенных фильтрующим элементом в стандартной комплектации.
Виды салонных фильтров Opel Vectra A, B, C
По геометрии и размерам изделия, устанавливаемые в ОВБ и ОВЦ, абсолютно совместимы друг с другом. В автомобилях, оборудованных кондиционером, стандартно устанавливаются обычные пылевые фильтры, в автомобилях без кондиционера – угольные фильтры.
Почему так и в чем разница? Все очень просто. Обычный фильтр состоит из слоя синтетического фильтрующего материала, сложенного гармошкой и способного задерживать любые твердые частицы размером от долей до нескольких микрон. Такие изделия относительно недороги и отличаются высокими эксплуатационными характеристиками в исходном (незагрязненном) состоянии.
Угольные фильтры многослойные, в их состав входит активированный уголь, способный адсорбировать (поглощать) многие летучие вещества, в том числе и вредные газы, присутствующие в выхлопе. Такой фильтрующий элемент способен даже задерживать проникающие в салон посторонние запахи. Но эта усиленная защита достигается за счет снижения производительности. Это плохо для кондиционера автомобиля, поэтому производитель устанавливает на такие модели обычные фильтры.
Но это не значит, что вы должны следовать той же стратегии. Если у вас автомобиль с кондиционером, но вы хотите максимальной защиты, никто не запрещает вам заменить фильтр салона Opel Vectra B на угольный вариант. Только в этом случае вам придется следить за состоянием расходника и менять его чуть чаще, чем вариант с защитой от пыли.
По стоимости углеродные ПФ в полтора-два раза дороже обычных. Но есть еще один нюанс: автопроизводитель рекомендует использовать только оригинальные расходники, а они, как правило, очень дорогие. Аналоги, практически равные по качеству фильтрации, стоят в два-три раза дешевле, поэтому большинство автовладельцев предпочитают устанавливать именно их.
Для сравнения: оригинальный угольный СФ (номер по каталогу 093172129) стоит около 990-1000 рублей, а аналоги значительно дешевле (ТСН, номер по каталогу 9.7.0144 стоит от 223 рублей, фильтр от BIG Filter, номер по каталогу GB-09882 - от 190 руб).
Новый фильтрующий элемент для Опель Вектра
Периодичность замены салонного фильтра Opel Vectra
Согласно карте регламентного обслуживания салонный фильтр Опель Вектра следует менять каждые 15 тысяч километров пробега или раз в год. На практике эти цифры могут сильно варьироваться, и в большинстве случаев в сторону уменьшения. Все зависит от условий эксплуатации машины. Если вы житель мегаполиса и каждый день ездите на машине на работу, фильтр будет забиваться гораздо активнее в условиях сверхплотного транспортного потока. То же самое можно сказать и о частой езде по грунтовым дорогам; в таких случаях фильтрующий элемент приходит в негодность через 5-10 тысяч километров пробега.
На самом деле самые опытные водители ориентируются не на абстрактные цифры рекомендуемого пробега, а на вполне конкретные симптомы, говорящие о необходимости срочной замены салонного фильтра Опель Вектра С:
- с заметным снижением силы воздушного потока, создаваемого вентилятором при включении приточного воздуха. В большинстве случаев виновником является сильно забитый фильтр, потерявший способность пропускать наружный воздух в необходимых объемах;
- когда в салоне автомобиля появляются посторонние запахи, это результат разложения органического мусора, скопившегося в складках фильтрующего материала;
- при частом запотевании стекол автомобиля, особенно лобового. В большинстве случаев подобное явление наблюдается в межсезонье, когда повышается влажность воздуха, а в результате засорения СФ ситуация в замкнутом пространстве салона только усугубляется.
Грязный фильтр требует замены
Алгоритм замены фильтра салона
Как мы уже указывали, в Opel Vectra B и C фильтр салона находится под капотом, ближе к правой стороне (если смотреть по ходу движения).
Операция по его замене предельно проста и не требует использования каких-либо инструментов, кроме рук.
Последовательность действий:
- открыть капот;
- примерно на три четверти приподнять уплотнительную резинку моторного отсека;
- очень осторожно откройте решетку воздухозаборника, под которой установлен салонный фильтр;
- он крепится на двух защелках – отгибаем их назад и, придерживая конец фильтрующего элемента, с той же осторожностью извлекаем его;
- очистить сиденье от мусора;
- установите новый фильтр, следя за тем, чтобы стрелки указывали направление потока воздуха, то есть в сторону салона;
- опускаем крышку, а за ней - уплотнительную резинку.
Эта операция обычно занимает 5-10 минут, основные трудности возникают при установке фильтра. Здесь важно не допускать перекосов, иначе не будет плотного прилегания, а в щели будет просачиваться воздух.