Французские моторостроители разработали и запустили в производство силовой агрегат, который пользуется популярностью уже более 20 лет. Удачный дизайн востребован на всех континентах. За прошедшие годы двигатель претерпел множество модификаций, но основа базовой модели осталась неизменной.
Описание
В 1999 году силовая установка K7M была заменена на новую силовую установку K4M. Разработкой занимались инженеры по двигателям автоконцерна Renault. Их двигатель - это рядный атмосферный бензиновый двигатель объемом 1,6 литра с крутящим моментом 102-115 л.с. и 145-155 Нм.
Под капотом K4M
Производство двигателей осуществляется на заводах в Испании и Турции. С 2009 года российский "АвтоВАЗ" производит K4M.
Двигатель устанавливался на различные модификации автомобилей Renault:
- Clio (1999-2013);
- Лагуна (1999-2010);
- Scenic (1999-2016);
- Megane (1999-2014);
- Kangoo (2001-2014);
- Символ (2002-2013);
- Twingo (2008-2013);
- Sandero (2009-2014);
- Логан (с 2009 года по настоящее время);
- Ветер (2010-2013).
Для автомобилей Dacia:
- Логан I (2005-2013);
- Sandero (2010-2012);
- Duster I (2010-2018).
Для автомобилей Nissan:
- Almera G15 (2012-2019);
- Terrano D10 (2014-2016).
Для автомобилей Lada:
- Largus универсал (2012-2017);
- Ларгус кросс (2014-2017);
- Ларгус ван (2015-2017).
Блок цилиндров отлит из высокопрочного чугуна. Цилиндры имеют внутреннюю сверловку, без втулок. В нижней части имеются пять посадочных мест для коренных подшипников коленчатого вала.
Головка блока цилиндров изготовлена из алюминиевого сплава, с запрессованными седлами клапанов и направляющими клапанов. В верхней части находится крепление для двух распределительных валов.
Коленчатый вал изготовлен из стали. Два стопорных кольца в центральном коренном подшипнике обеспечивают осевое ограничение.
Стандартные алюминиевые поршни с тремя кольцами, два из которых были компрессионными, а одно - сбрасывающим.
Привод зубчатого ремня является зубчатым.
Клапанный механизм - DOHC, с двумя распредвалами и 16 клапанами. Во время работы нет необходимости регулировать фазы газораспределения, так как фазы газораспределения регулируются гидрокомпенсаторами. Во многих моделях двигателей фазировка распредвала управляется фазовращателем, который расположен на впускном распредвале. (Клапан вариатора расположен на головке блока цилиндров).
Система вентиляции картера закрытого типа.
Система смазки является составной. Объем масла - 4,85 л (при замене масла и масляного фильтра). Производитель категорически запрещает использование любых присадок для улучшения качества смазки, а также использование масел других марок. Невыполнение этого требования особенно важно для трансмиссий, находящихся на гарантии. Тип используемого масла указан в руководстве пользователя для соответствующей модели автомобиля.
Система подачи топлива состоит из традиционных компонентов:
- электрический топливный насос
- дроссельный узел;
- фильтры грубой и тонкой очистки;
- регулятор давления топлива;
- топливные форсунки;
- топливная линия.
Силовой агрегат также включает систему рециркуляции отработавших газов и воздушный фильтр.
Вид со стороны синхронизации для K4M
Система охлаждения находится под давлением с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Насос приводится в действие ремнем привода ГРМ. Термостат используется для регулирования температуры охлаждающей жидкости на всех оборотах двигателя.
Микропроцессорная система зажигания состоит из катушек и свечей зажигания.
Технические характеристики
Производитель | Группа Renault |
---|---|
Рабочий объем двигателя, см³ | 1598 |
Мощность, л.с. | 102-115 (132-135)* |
Крутящий момент, Нм | 145-155 |
Степень сжатия | 9,8 |
Блок цилиндров | чугун |
ГОЛОВКА ЦИЛИНДРА | алюминий 16v |
Диаметр цилиндра, мм | 79,5 |
Ход поршня, мм | 80,5 |
Клапаны на цилиндр | 4 (DOHC) |
Гидрокомпенсаторы | доступно |
Ремень ГРМ | Ремень |
Турбокомпрессор | не |
Контроль сроков | в некоторых версиях |
Топливная система | диффузный впрыск с электронным управлением |
Топливо | Бензин АИ-95 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
расположение | поперечный |
Заявленный/фактический срок службы, 000 км | 220/800 |
Экологические стандарты | Евро 4/5 |
Вес, кг | 116 |
*132-135 л.с. Версия двигателя RS. Увеличение мощности было достигнуто за счет усиления базовой модели K4M.
Что означают модификации
В ходе производства двигатель модернизировался более 50 раз. В то же время, изменения в самом двигателе были незначительными, за основу была взята базовая версия. Наиболее отличительным элементом в плане дизайна было оснащение некоторых версий двигателя фазовращателями (установка механизма переменного распредвала).
Другие модификации в основном касались изменений креплений двигателя, норм выбросов, вариантов мощности и сочетания с механической или автоматической коробкой передач.
В таблице приведены различные модификации K4M, а также модели автомобилей Renault, на которые он устанавливался.
Код двигателя | Мощность | Годы производства | Был установлен |
---|---|---|---|
K4M 690 | 105 л.с. при 5750 об/мин | 2004-2013 | Dacia Logan |
K4M 700 | 107 л.с. при 5750 об/мин | 1999-2011 | Megane |
K4M 701 | 107 л.с. при 5750 об/мин | 1999-2002 | Megane |
K4M 704 | 107-109 л.с. при 5750 об/мин | 1999-2003 | Megane, Scenic |
K4M 706* | 112 л.с. при 6000 об/мин | 2003-2006 | Scenic II |
K4M 708 | 102 л.с. при 5750 об/мин | 1999-2003 | Clio, Megane, Scenic |
K4M 710 | 110 л.с. при 5750 об/мин | 2001-2005 | Лагуна II |
K4M 714 | 107 л.с. при 5750 об/мин. | 2001-2005 | Лагуна |
K4M 716* | 112 л.с. при 6000 об/мин | 2005-2007 | Лагуна II |
K4M 720 | 107 л.с. при 5750 об/мин | 1999-2001 | Лагуна I |
K4M 724 | 107 л.с. при 5750 об/мин | 1999-2001 | Лагуна |
K4M 740 | 107 л.с. при 5750 об/мин. | 2001-2012 | Клио II |
K4M 742 | 107 л.с. при 3750 об/мин | 2001-2012 | Клио |
K4M 743 | 90-110 л.с. при 5750 об/мин | 2001-2012 | Clio, ClioII |
K4M 744 | 75-107 л.с. при 5750 об/мин. | 1999-н.в. | Клио II, Талия II |
K4M 745 | 107 л.с. при 5750 об/мин. | 1999-2002 | Клио |
K4M 748 | 110 л.с. при 5750 об/мин | 2001-2005 | Клио |
K4M 750 | 95 л.с. при 5000 об/мин | 1999-2007 | Kangoo |
K4M 752 | 95 л.с. при 5500 об/мин | 2003-2009 1999-2008 |
Nissan Kubistar Kangoo |
K4M 753 | 95 л.с. при 5 000 об/мин | 1999-2007 | Kangoo |
K4M 760* | 112 л.с. при 6000 об/мин | 2002-2005 | Megane II |
K4M 761* | 112 л.с. при 6000 об/мин | 2002-2005 | Scenic II, Grand Scenic |
K4M 766* | 112 л.с. при 6000 об/мин | 2006-2009 | Scenic II, Grand Scenic |
K4M 782* | 115 л.с. при 6000 об/мин | 2003-2009 | Scenic II, Grand Scenic |
K4M 788* | 105 л.с. при 5750 об/мин | 2002-2008 | Megane II |
K4M 790 | 112 л.с. при 6000 об/мин | 2004-н.в. | Модус |
K4M 791 | 112 л.с. при 6000 об/мин | 2004-2012 | Модус |
K4M 794 | 88 л.с. при 5 000 об/мин | 2004-2008 | Модус |
K4M 800** | 112 л.с. при 6000 об/мин | 2005-2013 | Clio III, Fluence |
K4M 801** | 112 л.с. при 6000 об/мин | 2005-2013 | Clio III, Fluence |
K4M 804* | 88 л.с. при 5 000 об/мин | 2005-2009 | Clio III, Fluence |
K4M 812* | 110 л.с. при 6000 об/мин | 2001-2009 | Scenic II, Grand Scenic, Megane II |
K4M 813* | 110 л.с. при 6000 об/мин | 2001-2009 | Scenic II, Megane II |
K4M 824 | 110 л.с. при 6000 об/мин | 2007-2010 | Лагуна III |
K4M 830 | 106 л.с. при 5750 об/мин | 2013-2016 | Kangoo |
K4M 831 | 106 л.с. при 5750 об/мин | С 2007 года по настоящее время. | Kangoo |
K4M 834 | 98 л.с. при 5750 об/мин | 2013-2016 | Kangoo |
K4M 835 | 100 л.с. при 5750 об/мин | 2013-2016 | Kangoo |
K4M 836 | 98-102 л.с. при 5750 об/мин. | 2008-сегодня. | Kangoo II |
K4M 839* | 110 л.с. при 6000 об/мин | 2009-2013 | Megane, Duster |
K4M 848 | 100 л.с. при 5500 об/мин | 2008-2014 | Megane III |
K4M 850 | 82-106 л.с. при 5 000 об/мин | 2003-2007 | Kangoo |
K4M 854* | 133 л.с. при 6750 об/мин | 2007-2014 | Twingo II, Wind |
K4M 858* | 110 л.с. при 6000 об/мин. | 2001-2016 | Megane III, Scenic III |
K4M 862* | 128 л.с. при 6750 об/мин | 2009-2013 | Клио |
K4M 866* | 110 л.с. при 6000 об/мин | 2009-2011 | Megane III, ScenicIII |
*Версии двигателей с изменяемым фазовым механизмом, **выпускаются в двух вариантах - атмосферном и турбированном
Надежность, слабые места, ремонтопригодность
Полное представление о работе двигателя можно получить по трем основным факторам, представляющим интерес для каждого мотоциклиста.
Надежность
Французским инженерам удалось исполнить мечту всех любителей мотоциклов - создать простой, надежный и долговечный двигатель. Несмотря на то, что базовая модель оказалась на редкость удачной, работы по совершенствованию силового агрегата не прекращались. Двигатель нашел широкое применение не только во французских автомобилях, но и во многих других, таких как российский Lade Largus, японские Nissan Kubistar и Nissan Almera.
При правильной эксплуатации двигатель способен более чем в четыре раза превысить срок службы, заявленный производителем. В Интернете можно найти информацию о двигателях с пробегом более 800 000 км. Важно понимать, что не каждый двигатель даст такую цифру. Фактический пробег двигателя полностью зависит от отношения к нему владельца.
Участники специализированных форумов подтверждают вышесказанное. Например, участник форума Maxim021 написал:
Комментарий автовладельца Maxim021 Автомобиль: Renault Logan 1G Автомобиль 2010 года выпуска, реальный пробег на данный момент 485000. С двигателем ничего не делал, расход масла 0,5 на 10ткм.
Его поддерживает Попен 2010:
Popen 2010 Комментарии автовладельцев Автомобиль: Renault Fluence Сегодня я видел таксиста на Fluence 2011 года, у него был пробег 740 тысяч. И он взял его с пробегом уже в 230 тысяч!
В основном, наибольший ущерб двигателю внутреннего сгорания наносят несвоевременное техническое обслуживание, некачественное топливо и агрессивное вождение.
В руководстве производителя каждой марки автомобиля четко определены условия регулярного обслуживания двигателя и перечень действий, которые необходимо выполнять. Отклонения от этих требований приводят к сокращению срока службы. Следует добавить, что все расходные материалы, используемые для технического обслуживания, должны быть высокого качества, т.е. оригинальными.
Жидкости также должны соответствовать стандартам производителя. Существует мнение, что двигатель "всеяден", переваривая любое топливо. К этому вопросу нужно подходить творчески и руководствоваться не только экономической выгодой. Известно, что двигатель будет работать на 92-м бензине, но его технические характеристики будут несколько ниже. В итоге каждый автомобилист должен знать, что низкооктановый бензин вызывает повышенную детонацию. А это уже является прямой предпосылкой для возникновения состояния отказа двигателя внутреннего сгорания. Поэтому существует полная свобода выбора - либо долгая и надежная работа двигателя, либо экономия на бензине. Поэтому не рекомендуется заменять АИ-95 на АИ-92, хотя это и возможно.
Вывод: K4M является надежным и долговечным устройством при правильном уходе.
Слабые места
Практика эксплуатации двигателя показала, что у него есть только два слабых места, где виновником, похоже, является производитель.
Первый из них. Низкий ресурс ремня ГРМ (60 тыс. км). Если он сломается, смятие клапана неизбежно. Этих последствий можно избежать, если заменить ремень вместе с натяжным роликом немного раньше, например, через 50-55 тыс. км.
Второй. Не совсем удачная конструкция маслоотделителя. Его каналы отлиты в клапанной крышке. Вместо прокладки используется герметик. Со временем он теряет свои свойства, что приводит к незначительным, но многочисленным утечкам масла.
Другие "слабые места" возникают только по вине владельца. Например, иногда возникает ситуация, когда обороты холостого хода начинают плавать. Причиной этого является загрязнение регулятора холостого хода. Это уже является следствием нерегулярного обслуживания или небрежного отношения к двигателю. Просто промойте регулятор, и проблема исчезнет.
Попадание воздуха через прокладки впускного коллектора также является распространенной проблемой. Своевременная замена прокладок устранит причину этого.
Если вы заметили утечку масла из различных уплотнений (например, уплотнения распределительного вала), подтяните крепления или замените протекающую прокладку или уплотнение.
Загрязненные топливные форсунки создают множество проблем для автомобилистов. Это связано с низким качеством нашего бензина, который не всегда соответствует европейским стандартам. Единственный выход из этой ситуации - обратиться за помощью в профессиональную автомастерскую.
Зимой иногда может происходить обледенение ремня ГРМ. Это происходит, когда снег тает на крышке ремня ГРМ (вода затем тает на ремне и замерзает в нем после того, как автомобиль был припаркован на некоторое время). Последствия обледенения могут вызвать проскальзывание ремня при запуске двигателя, что приведет к столкновению поршня с клапанами.
Помимо упомянутых, в двигателе встречался и ряд других неисправностей, но они не носили массового характера (отказ датчика положения коленчатого вала, разрушение изоляторов катушек и свечей зажигания и т.д.).
Как видим, от большинства неприятностей можно избавиться, если своевременно и качественно обслуживать двигатель внутреннего сгорания.
Ремонтопригодность
Наличие чугунного блока цилиндров позволяет надеяться, что двигатель будет очень прост в обслуживании. Это правда. Корпуса цилиндров легко восстанавливаются до любого необходимого ремонтного размера. Нет проблем с получением запасных частей для ремонта.
Необходимо учитывать, что для ремонта должны использоваться только оригинальные узлы и детали. Судя по имеющимся отчетам, найти нужные детали не так-то просто. Эта картина типична для большинства французских двигателей. Из этой ситуации можно найти выход. Если необходимых деталей нет в наличии у специализированных дилеров, их можно заказать в интернет-магазинах.
Кроме того, есть информация о том, что цена оригинальных узлов и деталей довольно высока. Здесь вам придется выбирать между качеством ремонта и материальными затратами.
В худшем случае можно обратиться к услугам автосервисов, но желательно этого не делать. Дело в том, что определить остаточный запас подержанной детали или компонента практически невозможно. Использованные детали можно приобрести в пунктах приема металлолома. Являются ли они качественными - большой вопрос.
Процесс ремонта имеет определенные нюансы, без знания которых невозможно самостоятельно восстановить работоспособность двигателя. Например, несоблюдение моментов затяжки крепежа может легко сорвать резьбу гайки (болта, шпильки) или зафиксировать соединение какого-либо компонента двигателя с недостаточной жесткостью.
Без опыта капитального ремонта простая замена масляного фильтра двигателя станет проблемой. Проблема в том, что он расположен в очень труднодоступном месте - за генератором переменного тока. И таких нюансов очень много.
Расположение масляного фильтра
Кроме того, ремонт двигателя невозможен без специальных инструментов и оборудования, которые есть не в каждой мастерской.
Такая операция, как замена ремня ГРМ, вызовет некоторые трудности. Проблема в том, что шкив распределительного вала не имеет идентификационной шпонки и маркировки вала на многих версиях двигателей. Это означает, что положение распредвалов и коленчатого вала должно быть отрегулировано с помощью специальных кронштейнов.
Несмотря на то, что качественный капитальный ремонт агрегата стоит недешево (около 100 000 рублей), не стоит экономить на собственных силах. Ошибки иногда увеличивают общую стоимость ремонта.
Значительная экономия бюджета может быть достигнута за счет замены неисправного двигателя на контрактный. Его цена составляет от 15 000 до 50 000 рублей, в зависимости от комплектации и года выпуска. Продавцы контрактных двигателей предоставляют всю документацию для регистрации в Государственной службе дорожной полиции (STSI). Кроме того, каждый ICE получает гарантию качества.
Из всего сказанного ранее можно сделать единственный вывод: ремонт двигателя следует проводить на специализированных станциях технического обслуживания. Он немного дороговат, но, по крайней мере, он качественный и поставляется с гарантией.
Тюнинг
Увеличить мощность двигателя можно путем его тюнинга. К сожалению, не все знают, что этот процесс для приводного механизма довольно болезненный. Увеличение нагрузки не очень хорошо для двигателя. Отмечается, что тюнинг сокращает срок службы двигателя. Многие любители "погонять с ветерком" не задумываются об этом, но, как говорится, "чемпион есть чемпион".
О механическом тюнинге атмосферного двигателя не может быть и речи из-за высокой стоимости самого процесса "улучшения". Однако вы можете установить на двигатель турбину RK-23, если очень захотите. Обратите внимание, что готовых комплектов для этого устройства не существует. Вам необходимо связаться с производителем. За отдельную плату будет собрана конфигурация для конкретного автомобиля. Для того чтобы довести этот проект до логического завершения, необходимо приобрести волговские форсунки, прямой выхлоп, распредвалы фаз 270-280. Для окончательной настройки потребуется новый ЭБУ двигателя ("Abit"). В результате такой модификации можно повысить мощность двигателя до 150 л.с.
Самым безболезненным вариантом тюнинга является прошивка ЭБУ. Это также изменит номинальную мощность двигателя. Увеличение будет незначительным, около 10-12 л.с.
Член форума Miheiioy пишет это в отзыве о своем опыте тюнинга двигателя для Renault Fluence:
Комментарии автовладельца Miheiioy авто: Renault Fluence K4M 838 fluence 2012 прошит до Евро2, последняя прошивка Paulus. Решено сделать это только для электронной педали тормоза. При прошивке электрик сказал, что я не ожидал больших изменений в работе автомобиля. Однако, к моему удивлению, я сел в другую машину. Педаль стала реагировать не просто лучше, а гораздо лучше, чем в инструкции. Провал при 3000 об/мин исчез. Вы можете почувствовать, как двигатель становится намного быстрее.
Стоит ли сокращать срок службы двигателя ради небольшого прироста мощности - на этот вопрос нет однозначного ответа. Однако важно хорошо подумать, прежде чем приступать к модификации двигателя.
Номер двигателя
Иногда возникает необходимость узнать номер двигателя автомобиля. Его расположение на блоке цилиндров следующее:
Расположение номера двигателя на блоке цилиндров
Сегодня семейство знаменитых атмосферных двигателей К4М устарело. Тем не менее, это изобретение французских автоконструкторов до сих пор пользуется спросом и радует автовладельцев своей надежностью и долговечностью на фоне высокой простоты обслуживания.