Летом 2003 года компания Opel запустила в серийное производство новый двигатель внутреннего сгорания Z14XEP. Наследником Z14XE стал 1,4-литровый бензиновый мотор, в отличие от него длинноходный. Он также известен как 1.4 Twinport. Силовой агрегат выпускался на мощностях австрийского завода до 2010 года.
Технические характеристики 1,4 Twinport
Объем | 1364 куб см |
Мощность / крутящий момент | 90 лошадиных сил / 125 ньютон-метров |
Ход поршня | 80,6 мм |
Экологические нормы | ЕВРО-4 |
Система снабжения | Инжектор (в баке установлен электрический топливный насос, дополнительно используется фильтр тонкой очистки бензина) |
Охлаждение и вентиляция картера | Закрытая система вентиляции картера с жидкостным охлаждением (рубашка охлаждения отлита и окружает цилиндры в блоке) |
Объем системы смазки | 3,5 литра |
Рабочие температуры | от 90 до 95° |
Бензин | Бензин АИ-95 |
Комбинированный расход топлива | От 5,9 до 6,6 литров на 100 км (в зависимости от модели) |
Конструкция Z14XEP
Безнаддувный бензиновый двигатель построен на базе чугунного блока цилиндров, диаметр которого составляет 73,4 мм. Шестнадцатиклапанная головка блока цилиндров изготовлена из алюминия, использует два верхних распределительных вала и четыре клапана на цилиндр. Нет необходимости регулировать клапана благодаря гидрокомпенсаторам. Для привода газораспределительного механизма используется цепь, которую, несмотря на указания производителя, рекомендуется менять не реже одного раза в 150 тыс км.
Z14XEP
Главной особенностью Z14XEP является впускной тракт, имеющий изменяемую геометрию. Такая система называется Twinport, используется другими производителями автомобилей, но под другим названием и с некоторыми модификациями. Внедрение Twinport вместе с EGR позволило инженерам добиться минимизации расхода (экономия бензина - 6%), уменьшить количество вредных выбросов, повысить эффективность работы ДВС и стойкость топливной смеси к детонации воздуха и топливо. Что такое система впускного тракта с изменяемой геометрией?
На каждый цилиндр приходится два впускных канала, один из них оснащен амортизатором. При повышенных нагрузках эта заслонка открывается, благодаря чему в цилиндры поступает максимальное количество воздуха. Когда обороты падают, заслонки закрываются. Это способствует правильному формированию смеси при малых нагрузках.
Для подключения амортизаторов включается тяга и управление осуществляется вакуумным регулятором, которым управляет ЭБУ.
До 2006 года двигатель Z14XEP дополнительно оснащался реостатным датчиком, отслеживающим положение амортизаторов и нормализующим работу системы.
Другие особенности 1.4 Twinport включают в себя:
- Электронная педаль газа.
- Блок управления Bosch ME7.6.1, ME7.6.2. С их взаимозаменяемостью лучше не экспериментировать, так как могут быть проблемы с прошивкой. Около 80% ЭБУ, предлагаемых для разборки, продаются без CarPas, что означает, что их фактическая стоимость близка к нулю.
- Система улавливания паров топлива, состоящая из адсорбера, продувочного клапана, трубопровода.
Важно понимать, что Twinport отличается от системы, меняющей длину впускного коллектора, так как напрямую влияет на сечение канала. Этот принцип лежит в основе формирования смеси, что существенно отличает Twinport от CVCP, который также используется в автомобилях Opel.
Опель Астра Н двигатель 1.4 Z14XEP
На какие модели устанавливался и как проявил себя Z14XEP?
- Astra G (с 2003 по 2009 год), Astra H (с 2004 по 2010 год).
- Corsa C (с 2003 по 2006 год), Corsa D (с 2006 по 2009 год).
- Комбо С (с 2004 по 2010 год).
- Мерива А (с 2004 по 2009 год).
- Tigra (с 2004 г в модели Twin Top на базе Corsa C).
Немецкий производитель автомобилей изначально планировал использовать систему Twinport для двигателей Opel с малым рабочим объемом.
Но, в конце концов, он стал применять его для двигателей внутреннего сгорания среднего и большого объема. Например, те же Z22YH, Z16XEP (по ссылке).
Ресурс двигателя Z14XEP составляет от 300 тыс км. Для его продления важно своевременно менять расходные материалы и следить за качеством используемого бензина.
Типичные поломки 1,4 Twinport
1) Ошибка Check Engine, вызванная неисправностью датчика, контролирующего положение амортизаторов. При подключении диагностического оборудования выдает ошибку P1113. Причины кроются в выходе из строя самого датчика или в некорректной работе механизма привода заслонки. Реже амортизаторы зависают в одном положении, что связано с загрязнением впускного тракта. Владельцу легко распознать проблему по характерным провалам при движении на малых или высоких скоростях. Часто при ремонте нужно менять коллектор в сборе, очищать впускные каналы от отложений. Закрытие системы Twinport прервет образование смеси, поэтому такое решение нельзя назвать рациональным.
Двигатель для Опель Корса
2) Плавающая скорость, машина останавливается, плохо разгоняется. Предположительно, проблема связана с грязным клапаном рециркуляции отработавших газов, который необходимо очистить или заглушить.
3) Подтекающий датчик, контролирующий давление масла в системе. Лучше всего поменять его на оригинальный аналог.
4) Повышенный шум (характерно, цепь ГРМ вибрирует, растягиваясь при пробеге около 150 тыс км).
5) Течет клапанная крышка. Для устранения дефекта нужно поменять прокладку.
6) Выход из строя масляного насоса, термостата, блока управления ЭБУ. Неисправности ЭБУ проявляются по-разному. Например, в Opel Corsa эта блокировка влияет на работу форсунок по текущим фазам газораспределения. Они включаются каждый раз, когда коленчатый вал поворачивается на 720°. В динамическом режиме работы подача топлива осуществляется асинхронно.
В случае сбоя ЭБУ прерывается работа системы подачи топлива, хотя случаются и другие не менее серьезные дефекты.
7) Повышенный расход масла. По регламенту нормальный расход масла не должен превышать 0,6 литра на 1000 км. Но это максимальные цифры, при угаре такого количества масла желательно сделать диагностику. Возможно переход на масло другой вязкости или другого производителя поможет снизить его расход, иногда помогает обезуглероживание.
Если пренебрегать расходом масла, использовать откровенно плохую смазку, то велика вероятность обрыва гидронатяжителя цепи с последующим его проскальзыванием, встречей клапанов с поршнями и необходимостью капитального ремонта. Большинство владельцев Opel с двигателем Z14XEP потребляют до 700 г сменного масла за одну замену.
Тюнинг Z14XEP
Модернизировать двигатель 1.4 Twinport для улучшения характеристик нет смысла. Есть возможность заглушить EGR, удалить катализатор, прошить ЭБУ. Это неразумно, так как это даст увеличение мощности всего на 10-20 лошадиных сил.
Тюнинг двигателя Z14XEP
Большего можно добиться, если заточить распредвалы, установить другой впускной коллектор, сделать чип-тюнинг (прирост мощности, в среднем, колеблется в пределах 12%). Это будет дорого и поэтому финансово неоправданно. Лучше всего сразу подумать о замене Z14XEP на 1,8 XER мощностью 140 лошадиных сил.
Установка ГБО
В целях экономии многие владельцы Опелей с двигателем Z14XEP решают установить комплект газового баллона. Процедура имеет определенные тонкости, связанные с системой Twinport. Важно правильно вставить аксессуары, а вот настройка не вызывает затруднений.
Часто используется ГБО четвертого поколения с компактным баллоном емкостью около 40 литров, которое устанавливается вместо запаски. Расход газа при условии правильных настроек всего на 1-2 литра больше, чем на бензине. Это очевидная экономия, хотя машина и так не особо прожорлива.
Установка двигателя Z14XEP
Ответы на популярные вопросы о моторе Z14XEP
- Где находится номер двигателя 1.4 Twinport?
Номер указан на картере двигателя, с левой его стороны.
- Какое масло заливать в бензиновый двигатель Z14XEP?
Оптимальным будет масло с допуском 5W-30, 5W-40 (автовладельцы и механики в автосервисах предпочитают GM 5W-30 Super Synthetic, реже используют Motul 5W-40 - хотя альтернатив много, от Castrol до ARAL) . Замена, по регламенту, должна проводиться каждые 15 тыс км.
В условиях отечественной эксплуатации межсервисный интервал лучше сократить до 7,5–10 тыс км.
Решение о необходимости ремонта Z14XEP принимается только после дефектации и диагностики ДВС. Не всегда повышенный расход или дым свидетельствует о проблемах с двигателем. А вот в случае повышенного расхода охлаждающей жидкости нужно быть очень осторожным. Со временем вероятны растрескивание прокладки головки блока цилиндров, появление пара в выхлопных газах и пропуски зажигания.
Если вам все-таки нужен капитальный ремонт, то его стоимость в автосервисах Москвы начинается от 35 тысяч рублей (в регионах немного дешевле). Вы можете попробовать устранить проблему самостоятельно, но вам понадобится инструмент и, конечно же, некоторые навыки. Итак, в процессе разборки понадобится комплект Torex, и нужны будут короткие головки.
Прокладки Виктор Рейнц
При поиске неисправности необходимо точно составить список запчастей, необходимых для ремонта, а он довольно обширный, от прокладок, сальников и поршневых колец до маслосъемных колпачков. Что касается прокладки ГБЦ, то лучше использовать прокладки Виктор Рейнц вместо оригинальных. При капитальном ремонте цепь удобно менять вместе с натяжителем. Такой комплект запчастей с учетом расходников будет стоить примерно 17-18 тысяч рублей. Экономия по сравнению с автосервисом очевидна.
Для тех, кто решился на ремонт в автосервисе, рекомендуем позаботиться о том, чтобы его выполняли квалифицированные специалисты. Ремонтировать лучше на проверенных СТО, где мастера уже имеют опыт ремонта подобных 1.4 Твинпортов.
Судя по отзывам владельцев, были случаи, когда после капитального ремонта приходилось переделывать.
Через 2-3 тыс км увеличился расход масла, до 1 литра на 100 км, сильно менялась компрессия в цилиндрах, трубка дроссельной заслонки была покрыта маслом. При разборке были обнаружены болтающиеся поршни, эллипс в цилиндрах и царапины на шейках коленвала. Вероятно, мастера умудрились повредить кольца при установке их на цилиндры, либо забыли промыть цилиндры после воронения. Оба варианта свидетельствуют об их низких рейтингах.
Самые дешевые варианты на сайтах начинаются от 34 000 рублей (их исправность и состояние под большим вопросом). Протестированные двигатели Z14XEP с 2-недельной гарантией стоят около 50 000 рублей. Цена также зависит от того, входят ли насадки в комплект поставки. Наибольшее количество предложений двигателей Z14XEP вы найдете на сайтах Avito, Tiu.ru.
Двигатель Воксхолл Z14XEP
Многие думали о замене Z14XEP с мотором 1,8 литра. В основном это владельцы Astra H, Corsa. Но в итоге отказались от своих планов из-за дороговизны и нерациональности проекта - проще сразу купить машину с нужным ДВС, ибо старый Z14XEP продать будет сложно, так как он довольно надежен, а потому так мало потенциальных покупателей.
С точки зрения прибавки мощности обмен на C20XE можно считать вполне удачным. Это дорогое удовольствие, но позволяет получить совершенно новый автомобиль с точки зрения динамики. При таком обмене вместе с двигателем и подвесным меняют коробку (аналогичные проекты уже реализованы на Opel Corsa).
Один из главных минусов – характерный стук, особенно в процессе нагрева. Часто это касается автомобилей с пробегом более 80 тыс км. В них изнашивается цепь ГРМ, которую необходимо менять вместе с шестерней ГРМ.
Причиной того, что двигатель работает как дизель, также может быть Twinport.
Замена цепи вместе с натяжителем, амортизатором при повышенном шуме обойдется дороже, чем решение проблемы с твинпортом. Исключение составляют те случаи, когда нужно поменять коллектор.
К преимуществам Z14XEP можно отнести надежность и низкие налоги. Мотор способен ходить до 300 тыс км. Хотя динамика разгона у него довольно слабая, что хорошо заметно при резких обгонах.