Это может произойти в любой момент без предупреждения. Представьте себе это, дорогие водители: -Вы едете по автостраде и двигаетесь на высокой скорости, как вдруг двигатель вашего автомобиля просто заглох. (?) Пережив неприятные моменты в этой ситуации, а именно отключение электричества или отключение электричества с ухудшением тормозной системы, вы сразу же паркуете свой автомобиль на обочине дороги, а потом удивляетесь, что произошло. Распространенной причиной такого внезапного отключения во время движения по дороге является неисправный датчик распредвала (датчик положения распредвала).
Иногда этот датчик положения распределительного вала (CMP) может также выйти из строя без предупреждения, просто заставив двигатель заглохнуть. В некоторых и определенных случаях водитель может даже не понять, что возникла проблема с датчиком, и это будет продолжаться до тех пор, пока двигатель автомобиля просто не перестанет запускаться.
В нашей сегодняшней статье, уважаемые читатели, мы рассмотрим основные симптомы неисправного датчика положения распределительного вала, а также расскажем, что нужно сделать в этом случае, чтобы устранить проблему. Но сначала давайте подробнее рассмотрим, что делает датчик в вашем автомобиле.
Что такое Датчик положения распределительного вала (CMP)?
Распределительный вал управляет открытием и закрытием впускных и выпускных клапанов.
В головке блока цилиндров автомобильного двигателя находится один или два распределительных вала, которые оснащены специальными кулачками для управления впускными и выпускными клапанами. В самом блоке цилиндров находится коленчатый вал, который, получая крутящий момент от движения поршней в блоке, передает этот момент через шестерни непосредственно на цепь ГРМ (или на ремень ГРМ) к распределительному валу.
Чтобы первоначально определить, какой цилиндр двигателя находится на такте, компьютер автомобиля отслеживает положение распределительного вала по отношению к положению коленчатого вала с помощью датчика положения распределительного вала (SMR). Эта информация необходима для регулировки времени зажигания свечей в камере сгорания и работы топливных форсунок. Поэтому датчики распределительного вала оказывают непосредственное влияние на показатели расхода топлива и выбросов автомобиля.
Наиболее распространенными датчиками распредвала являются: -магнитные и основанные на эффекте Холла. Оба этих датчика передают сигнал напряжения на ЭБУ двигателя или бортовой компьютер автомобиля.
Магнитный датчик распредвала генерирует свой собственный переменный ток (называемый синусоидой). Этот датчик обычно имеет два провода. Датчик на эффекте Холла использует внешний источник питания для генерации цифрового сигнала, обычно с тремя проводами.
Датчик положения распределительного вала
В зависимости от марки и типа вашего автомобиля двигатель может иметь один или несколько датчиков распределительного вала. В вашем автомобиле также может быть два типа датчиков CMP.
Симптомы неисправности датчика распредвала
Как и любая деталь или компонент в вашем автомобиле, этот датчик CMP со временем просто перестанет работать из-за износа. Это происходит в любом случае после истечения максимального срока службы. Обычно это происходит из-за износа внутренней обмотки кабеля или связанного с ним компонента.
Читайте также: Корпус дымового извещателя
Обычно, когда это происходит, двигатель автомобиля начинает работать нестабильно, а симптомы неисправности могут быть разными, т.е. зависеть от типа износа датчика. Например, один и тот же разъем в датчике может быть изношен, одна и та же внутренняя цепь датчика может быть повреждена, или компонент, подключенный к датчику, может быть неисправен.
На некоторых типах автомобилей при выходе из строя датчика положения распределительного вала коробка передач может заблокироваться на одной передаче и оставаться заблокированной до выключения и повторного запуска двигателя. Это может произойти при определенном цикле.
- Если во время движения датчик распределительного вала работает неправильно, т.е. неисправен, вы можете сразу почувствовать, как автомобиль начинает крениться и терять скорость.
- Если датчик распредвала выходит из строя, вы можете ощутить заметную потерю мощности самого двигателя. Например, ваш автомобиль просто не сможет разогнаться выше 60 километров в час.
- Двигатель вашего автомобиля может периодически глохнуть, и все из-за неисправного датчика распредвала.
- Если датчик вышел из строя, вы заметите плохую работу двигателя, потерю динамики, осечки при включении зажигания, рывки при ускорении, хлопки в выхлопной системе и другие неисправности.
- На некоторых моделях автомобилей при выходе из строя датчика распредвала может полностью пропасть искра зажигания, что приведет к отказу и незапуску двигателя.
Когда компьютер автомобиля обнаруживает неисправный датчик положения распредвала, что, как вы понимаете, приводит к появлению на приборной панели лампы "Check Engine" (горит). При обнаружении неисправного датчика CMR компьютер автоматически сохраняет в памяти "код ошибки" датчика. Для того чтобы определить точную причину неисправности этого датчика распредвала, необходимо провести компьютерную диагностику автомобиля, т.е. подключить специальное оборудование к диагностическому разъему автомобиля таким образом. После этого можно будет считать "код неисправности" с помощью специальной компьютерной программы. Уважаемые автомобилисты, представляем вашему вниманию таблицу диагностических "кодов ошибок", которые прямо и непосредственно связаны с износом датчика распредвала.
Коды ошибок датчика положения распределительного вала CMP
Общие коды ошибок CMP
Неисправность датчика ударного вала Причина
Нет сигнала датчика распредвала
Неправильная синхронизация распределительного вала
Низкий уровень сигнала цепи датчика распредвала
Уровень сигнала цепи датчика распредвала высокий
Нестабильный сигнал датчика распредвала (прерывистый сигнал)
Расположение датчика распредвала в автомобиле
Как вы уже, наверное, догадались, точное положение датчика положения распределительного вала зависит от марки и модели автомобиля. На большинстве автомобилей этот датчик можно найти возле самой головки блока цилиндров. Ищите этот датчик в верхней части места расположения ремня ГРМ или в защищенных частях жгута проводов в передней части двигателя.
Датчик также может быть расположен в задней части головки блока цилиндров.
Некоторые модели автомобилей могут иметь специальный отсек под капотом, где расположен этот датчик распредвала (например, на некоторых моделях General Motors).
Кроме того, на некоторых автомобилях (моделях) датчик распределительного вала может быть расположен непосредственно в головке блока цилиндров.
При необходимости обратитесь к руководству по обслуживанию вашего автомобиля, чтобы самостоятельно определить, где именно находится датчик распределительного вала. Если у вас нет руководства по обслуживанию вашего автомобиля, вы можете найти его в Интернете или купить в автомобильном магазине, где представлен большой выбор подобной автомобильной литературы.
Читайте также: Дефлектор кислородного датчика Lexus
Дорогие друзья, мы настоятельно рекомендуем всем автовладельцам приобрести такую книгу (руководство по ремонту и обслуживанию), конкретно по вашей модификации и модели автомобиля. Это руководство по обслуживанию и ремонту автомобиля обязательно поможет каждому из вас, в случае какой-либо поломки или неисправности, справиться с возникшей проблемой. Она станет ценным руководством по текущему обслуживанию автомобиля и мелкому ремонту.
Устранение неисправностей датчика распределительного вала (CMP)
Если компьютер автомобиля обнаружил ошибку датчика и включил значок "Engine Check" на приборной панели, вы легко сможете самостоятельно найти "код ошибки", который вызвал появление лампочки на приборной панели. Для этого мы советуем каждому водителю приобрести недорогой диагностический набор, специально предназначенный для компьютерной диагностики. Если вы не можете позволить себе приобрести диагностический сканер для своего автомобиля, то посетите любой недорогой автосервисный центр для диагностики автомобиля, где с компьютера вашего автомобиля будет считан "код неисправности".
Определив по "коду неисправности", что в вашем автомобиле имеется проблема с датчиком распределительного вала или связанными с ним компонентами, выполните несколько простых тестов. Обратите внимание, друзья мои, что "код" неисправности, указывающий на потенциальный отказ датчика положения распределительного вала, не обязательно означает, что в вашем автомобиле отказал сам датчик распределительного вала. На самом деле, возможно, что причина неисправности кроется не в самом датчике, а в разъеме датчика, или повреждены подключенные к нему провода, или, возможно, вышли из строя непосредственно подключенные к нему компоненты.
Однако стоит иметь в виду, что для более точного определения исправности датчика распредвала вам придется провести (возможно) довольно длительную диагностику. Следует иметь в виду одну особенность - для проверки эффективности сигнала самого датчика CMR в некоторых случаях может понадобиться специализированное оборудование, без которого будет сложно определить причину неисправности.
Однако несколько простых проверок можно выполнить самостоятельно с помощью цифрового мультиметра (DMM).
Сначала проверьте электрический разъем датчика распределительного вала и состояние самих проводов. Отсоедините сам разъем и проверьте его на наличие следов ржавчины или загрязнения. Например, само топливо. Все эти элементы могут препятствовать хорошему контакту для передачи электроэнергии.
Далее проверьте, не повреждены ли провода, а именно, не вырваны ли они и не имеют ли следов оплавления от близлежащих горячих поверхностей.
Также проверьте, чтобы провода датчика распредвала не касались свечей зажигания или катушек зажигания, которые могут создавать помехи для датчика и мешать ему передавать правильный сигнал.
После проведения вышеуказанных проверок используйте цифровой мультиметр, который может проверять напряжение переменного (AC) или постоянного (DC) тока, в зависимости от конкретного типа датчика распредвала, используемого на вашем автомобиле.
Кроме того, перед тестированием необходимо установить на мультиметре правильные электрические параметры для конкретного типа датчика распределительного вала. Эту информацию обычно можно найти в руководстве по обслуживанию автомобиля.
Некоторые датчики распредвала позволяют создать разветвитель цепи датчика SMR, прежде всего для считывания сигнала непосредственно с самого датчика во время его работы в автомобиле.
Если тип вашего датчика не позволяет подключить к нему провода мультиметра, вы можете просто отсоединить разъем от датчика и присоединить к нему медный провод, подключив его к каждому разъему датчика.
Затем вы можете подключить этот разъем обратно к датчику, соблюдая осторожность, чтобы не закоротить сами провода во время проверки. Если вы используете (применяете) этот метод, не забудьте предварительно изолировать провода изолентой.
Тестирование двухпроводного датчика распредвала
- Если датчик распредвала в вашем автомобиле имеет два провода, это означает, что производитель автомобиля установил в нем датчик CMR магнитного типа. В этом случае установите мультиметр в режим "переменное напряжение".
- Попросите своего помощника повернуть ключ зажигания, не запуская двигатель.
- Теперь необходимо убедиться, что в цепи датчика течет ток, что и должно быть. Возьмите один контакт мультиметра и прикоснитесь им к "земле" (любой металлической детали на двигателе). Подсоедините другой провод мультиметра к любому проводу, который вы подключили к разъему датчика распредвала. Если ни на одном из проводов нет тока, датчик распредвала полностью неисправен.
- Попросите помощника запустить двигатель.
- Подключите один контакт мультиметра к одному проводу датчика распредвала, а другой контакт измерительного прибора подключите к другому проводу датчика. Посмотрите на дисплей мультиметра. Сверьте показания со спецификациями в руководстве по ремонту автомобиля. В большинстве случаев вы увидите колебания сигнала в пределах от 0,3 до 1 вольта.
- Если на дисплее нет сигнала, это означает, что датчик положения распределительного вала неисправен.
Читайте также: ariston fast evo датчик расхода воздуха 65153522
Тестирование трехпроводного датчика распредвала
- После того, как вы проверили провода датчика распредвала, а заодно и состояние его разъема и т.д., определили для себя, что на вашем автомобиле установлен трехпроводной датчик СО, пришло время проверить его работу с помощью мультиметра. Для этого переведите мультиметр в режим "постоянного тока".
- Попросите своего помощника повернуть ключ зажигания, но без запуска двигателя.
- Подключите один провод мультиметра к "земле" (к металлическому кронштейну, болту или металлической части двигателя). Подключите другой вывод мультиметра к выводу датчика. Сравните показания мультиметра со спецификациями в руководстве по ремонту машины.
- Попросите помощника запустить двигатель.
- Подключите красный провод мультиметра к красному проводу датчика, а черный провод мультиметра - к черному проводу датчика. Сравните показания мультиметра со спецификациями, указанными в руководстве по ремонту вашего автомобиля. Если показания мультиметра ниже, чем в руководстве по ремонту, или данные полностью отсутствуют, вероятно, датчик распределительного вала работает неправильно.
- Снимите датчик распределительного вала и проверьте его на наличие признаков физического повреждения или загрязнения.
Если после самодиагностики датчика положения распределительного вала выясняется, что он полностью исправен, возможно, имеется неисправность или отказ в смежных компонентах автомобиля.
Например, цепь ГРМ (или ремень ГРМ) может быть ослаблена или чрезмерно натянута. Также возможно, что износился натяжитель ремня или сама цепь ГРМ. Будьте очень осторожны, друзья мои.
Сильно изношенный ремень ГРМ также может быть причиной таких проблем с машиной. Это может привести к нарушению синхронизации распределительного и коленчатого валов. В этом случае датчик распредвала может посылать неправильный сигнал в компьютер автомобиля. В конечном итоге это приводит к неправильному зажиганию и впрыску топлива.