Датчик положения коленчатого вала двигателя, сокращенно ДПКВ, контролирует шкив коленчатого вала через два отсутствующих зубца. Они намеренно отсутствуют, чтобы измеритель мог "почувствовать", как вращается вал. В других случаях для разметки вала используются магниты. Затем эта информация передается по кабелям в ЭБУ двигателя для обработки. Это помогает ЭБУ синхронизировать работу коленчатого вала и системы зажигания, обеспечивая своевременную искру и впрыск топлива в двигатель. Каковы симптомы неисправности датчика коленчатого вала и как его проверить, смотрите ниже.
Устройство и где находится датчик положения коленвала
Электрический датчик положения коленчатого вала необходим для правильной работы трансмиссии, поэтому все производители автомобилей размещают его в доступном месте для проверки и ремонта. Датчик положения коленчатого вала расположен на правой стороне двигателя со стороны маховика рядом с блоком цилиндров. Посмотрите над картером, ближе к стартеру и патрубкам отвода охлаждающей жидкости.
Расположение датчика положения коленчатого вала
Обычно он крепится одним или двумя винтами (в зависимости от версии) и имеет небольшой кабель с контактной системой. Компонент покрыт гибким полимером, устойчивым к воздействию масла и высоких температур.
Положение коленчатого вала по отношению к метке
Определение положения вала происходит по двум отсутствующим зубьям или по специальному опорному зубу (в зависимости от типа маховика). DPKV "замечает" это визуально и с помощью электромеханических процессов. Существует три типа контроллеров.
С датчиком Холла
Работает через магнит, прикрепленный к маховику. Постоянный ток индуцируется в ДПК каждый раз, когда он проходит через датчик. Это обнаруживается диском синхронизации, и информация передается в блок управления двигателем.
Датчик Холла охранного извещателя на охранном извещателе.
Оптический
Имеет светодиод в блоке. Работает в тандеме с приемником. Луч всегда выключен и отражен. Прекращение свечения указывает на то, что контрольный зуб прошел через контроллер. Он используется для определения положения коленчатого вала.
Оптический ДСКВ
Индуктивный
Содержит внутри намагниченную катушку, реагирующую на электромагнитное поле. По мере изменения показаний записывается метка, указывающая на конкретное положение шкива коленчатого вала.
Индуктивный ДПК
Последний тип является наиболее распространенным и устанавливается на все современные автомобили с системой впрыска топлива. Помимо положения коленчатого вала, он может определять скорость вращения и поэтому является более функциональным.
Признаки неисправности
Для того чтобы понять, какие неисправности могут быть связаны с ДПКВ, давайте кратко проанализируем его вклад в работу двигателя. Несбалансированные вкладыши коленчатого вала последовательно воздействуют на шатуны, толкая поршни в цилиндрах. Поршни выдавливают воздух и обеспечивают сжатие. В то же время, клапанный механизм подает необходимое количество воздуха в цилиндры через головку блока цилиндров.
Система управления двигателем "понимает" положение всех компонентов на основании положения ДПКВ (если момент зажигания правильный) и открывает форсунки для впрыска бензина. Катушки зажигания посылают искру на свечи зажигания, и топливно-воздушная смесь воспламеняется. Двигатель работает плавно и не дергается.
Если датчик коленчатого вала неисправен, то синхронизация нарушена. ЭБУ двигателя не знает, когда подавать бензин, что влияет на работу двигателя.
Диагностика поможет найти причину неисправности, но подробнее об этом ниже.
К признакам неисправности, указывающим на возможный отказ ДПКВ, относятся:
- Загорание значка Check Engine на приборной панели;
- Потеря динамики транспортного средства;
- Нестабильные обороты двигателя;
- Двигатель останавливается сам по себе;
- Детонация при нажатии на педаль акселератора;
- Двигатель дергается и вращается.
В случае постоянного отказа датчика коленчатого вала запуск двигателя вообще невозможен. Убедиться в этом можно только при осмотре, во время которого диагностика выявляет состояние других участников системы зажигания.
Способы проверки
Описанные выше симптомы могут быть признаками не только неисправного датчика коленчатого вала. Такие симптомы также относятся к свечам зажигания, смещенным меткам в блоке синхронизации, высоковольтным проводам, катушке зажигания. Здесь полезно знать, как проверить контроллер.
Проверка ДПКВ поможет убедиться, что виноват именно он, а не неправильно расположенный ремень ГРМ или загрязненная дроссельная заслонка двигателя.
Существует несколько способов диагностики. Поскольку большинство ДПКВ являются индуктивными, мы рассмотрим проверку именно такого регулятора на валу.
Гаечным ключом
Если двигатель не запускается, а поблизости нет манометров или станций технического обслуживания, можно проверить датчик положения с помощью гаечного ключа. Хорошо, если второй человек будет помогать при использовании этого метода:
- Откройте капот и открутите винт крепления датчика.
- Выньте ДПКВ наружу и очистите от мусора.
- Включите зажигание.
- Снимите подушку сиденья второго ряда, чтобы лучше слышать работу бензонасоса в баке.
- Не отсоединяя разъем, прижмите ключ к концу датчика.
- В этот момент другой человек должен услышать, как включается бензонасос.
Читайте также: Дистанционный датчик для освещения
Этот ключ управления запускает индукционную катушку и имитирует прохождение шкива. Если бензонасос включается каждый раз, когда к нему прикасается металлический предмет, это означает, что контроллер реагирует на положение вала. Если насос не слышно, этот симптом определенно указывает на неисправность.
Осциллографом
Проверка датчика коленчатого вала с помощью осциллографа дает лучшее представление о том, как контроллер реагирует на положение вала. Первый способ выполняется при выключенном двигателе и включенном зажигании.
Датчик вынимается из гнезда, и щупы осциллографа прикладываются к его контактам. Полярность не имеет значения. Затем металлический предмет (это может быть тот же ключ) размахивается перед наконечником датчика. Катушка должна реагировать на металл, но вместо того, чтобы снять заднее сиденье и слушать звук бензонасоса, реакция будет видна на экране осциллографа.
Тестирование DIC с помощью осциллографа
Более тщательную проверку можно провести при работающем двигателе, подключив осциллограф параллельно к клеммам люка. Затем программное обеспечение покажет не только ответ, но и полную картину работы контроллера. Амплитуда электромагнитного поля будет отображаться на экране. Она должна быть с одинаковыми верхней и нижней границами и одинаковыми разделительными промежутками, указывающими на прохождение ссылочной части. Если таких зазоров больше или края волны не ровные, значит, маховик поврежден или некоторые зубья сильно изношены. Это приводит к неправильной реакции датчика. В этом случае речь идет не о неисправном датчике коленчатого вала, а о механической проблеме. Венец маховика следует заменить.
Мультиметром
Проверяем датчик коленчатого вала мультиметром в режиме измерения сопротивления. Для этого установите селекторный переключатель в соответствующее положение. Вытаскиваем DICC и вставляем щуп мультиметра в клеммы.
Проверка датчика с помощью мультиметра
Большинство датчиков имеют сопротивление катушки в диапазоне от 500 до 700 Ом (точные значения можно найти в спецификации модели и производителя). Поэтому тестер должен быть настроен на верхнее значение 2000 Ом. Если тестер показывает меньшее значение, это означает, что изоляция обмотки катушки нарушена. Такая неисправность требует замены датчика. Отсутствие показаний на тестере означает, что цепь разорвана и ДПК непригоден для использования.
Помимо сопротивления, некоторые мультиметры могут проверять индуктивность. Для датчика положения коленчатого вала это значение должно составлять 200-400 мГн. Большое отклонение от этого диапазона указывает на неисправность регулятора.
Диагностическим сканером
Те, кто подходит к ремонту автомобиля более профессионально, имеют в своем арсенале диагностический сканер. Он помогает проверить не только датчик, но и другие параметры бензинового двигателя. Самым популярным среди продуктов корейского производства является OBD-2 Scan Tool Pro.
Инструмент сканирования
Инструмент подключается к оригинальному разъему автомобиля и взаимодействует с ЭБУ. Возможно подключение по Bluetooth или Wi-Fi через ноутбук, телефон или компьютер. Потребуется специальное программное обеспечение. Собранные неисправности отображаются на экране. Среди кодов неисправностей, связанных с датчиком положения коленчатого вала, есть P0336 и P0335. Проверка сканером основывается на наличии сигнала от датчика положения и возможности обнаружения контрольной метки для определения времени продолжения работы двигателя.
Проверка омметром
Если у нас нет под рукой мультиметра, но есть омметр, это тоже подойдет. При выключенном двигателе снимите преобразователь коленчатого вала и прикоснитесь контактами измерительного прибора к контактам разъема. Характеристики манометра должны быть в пределах от 500 до 700 Ом. Если сопротивление слишком велико, значит, протекание тока где-то затруднено. Если он слишком низкий, целостность обмотки нарушается.
Устранение неисправностей
Проверка может показать, что электрический датчик не в состоянии определить состояние коленчатого вала. В этом случае, если подтвердится, что ДПК неисправен, его необходимо будет заменить на новый. Однако если поломка произошла в дороге, а ближайший магазин или заправочная станция находятся далеко, вы можете попытаться найти и устранить неисправность самостоятельно. Иногда проблема заключается не в катушке индукционного блока, а в контактах.
Читайте также: Как проверить проводку датчика коленвала ваз 2114
Чистка от грязи
Распространенной проблемой является, например, загрязнение рабочей части смазкой из маховика. Затем это загрязнение попадает на датчик и покрывает его толстым слоем грязи. Сверху скапливается пыль и песок, а также металлическая стружка. Все это мешает функционированию компонента. Если это произошло, открутите один или два предохранительных винта, снимите впускной клапан и протрите корпус, выступающий после упора. Затем установите блок обратно и попробуйте снова запустить двигатель.
Загрязненный датчик блока предохранителей
Обрыв контакта
Другой распространенной неисправностью является обрыв провода. Часто это происходит перед клеммой разъема. В этот момент провода согнутся, вызывая постепенный прогиб. Визуально оборванный провод может быть незаметен, так как внешняя изоляция остается неповрежденной.
Чтобы устранить неисправность, отсоедините разъем и осторожно потяните контактные штыри друг к другу. Сломанный выйдет и останется в ваших руках.
Для ремонта потребуется снять изоляцию и связать открытые концы. Затем область изолируется (можно использовать клемекс или клейкую ленту). Это лишь временная мера и потребует пайки.
Загрязнение контактов
Хотя соединение защищено резиновой прокладкой, она постепенно теряет свою эластичность и уплотняющее действие. Это позволяет воде, пыли и другим загрязнениям проникать внутрь. Начинается процесс коррозии. Контакты окисляются, и цепь разрывается. В результате искробезопасный ДПКВ не сможет определить состояние коленчатого вала, и двигатель будет выключен.
Грязь на штифтах селектора впуска.
Чтобы решить проблему, попробуйте очистить контактные штыри. Они утоплены в шпильках, и их можно достать с помощью мелкого наждака или свернутой наждачной бумаги. Выдуйте собравшуюся внутри пыль, восстановите соединение и попробуйте запустить двигатель.
Связанные проблемы
Если ДПКВ "пикает", а нарушения целостности контактов нет, причиной неисправности может быть отсутствие зубьев на маховике. Электродатчик просто "запутывает" ЭБУ, вызывая дополнительные образовавшиеся "метки". Это может определить только механик мастерской. Для ремонта потребуется замена венца маховика.
ДМРВ (определяет массовый расход воздуха) также влияет на работу ДПКВ и вызывает отклонения в показаниях. Проблема диагностируется в мастерской.
Изгиб маховика на рисунке 8 может "запутать" индикатор коленчатого вала, что потребует снятия коробки и замены деформированной части.
Источник
Датчик коленвала автомобиля
Электронный блок управления (ЭБУ) - это мозг современного автомобиля. Система впрыска топлива в цилиндры двигателя внутреннего сгорания требует постоянной настройки в соответствии с условиями работы двигателя. ЭБУ делает это, используя информацию, полученную от различных измерительных приборов, среди которых важную роль играет датчик положения коленчатого вала (ДПКВ). В отечественной автомобильной промышленности первые ESC были установлены в двигателях ВАЗ и ЗМЗ 406.
Для чего нужен
Датчик положения коленчатого вала также известен как датчик синхронизации. Другими словами, его можно определить как устройство, координирующее число оборотов коленчатого вала с моментом впрыска и количеством топлива, поступающего в камеры сгорания, искрообразованием в них, а также работой других систем двигателя внутреннего сгорания. Именно для этого используется датчик.
Принцип работы
Чтобы выяснить, что такое ДПКВ, необходимо понять, как он работает. Принцип работы основан на эффекте Холла. Это электрическое явление было открыто в 1879 году американским физиком. На основе многочисленных экспериментов ученый установил, что металлическая пластина под постоянным напряжением, будучи помещенной в магнитное поле, получает разность потенциалов на своих краях. Этот эффект долгое время не использовался до наступления эры полупроводников. С началом 1950-х годов стало возможным производство микроконтроллеров на основе редкоземельных элементов, например, датчиков положения коленчатого вала.
Датчик работает как бесконтактное устройство. Металлическая пластина контроллера расположена на расстоянии одного миллиметра от зубцов намагниченного диска синхронизации коленчатого вала. В одной точке пластины не хватает двух зубов. При вращении ДПКВ снимает равномерные показания магнитного потока с зубчатого диска.
Когда отверстие диска (3) проходит мимо пластины (2), устройство фиксирует изменение магнитного потока и сообщает об этом в ЭБУ. Это происходит потому, что колебания магнитного поля влияют на слаботочный сигнал, протекающий в катушке (1) с сердечником внутри корпуса DDCP.
Читайте также: магнит для датчика скорости велосипедного компьютера
Если отверстие в зубчатом диске обращено к приборной панели, ЭБУ воспринимает это как начало вращения коленчатого вала. Микропроцессор, анализируя полученную информацию, управляет работой всех компонентов двигателя, а именно:
- дозирование топливно-воздушной смеси, поступающей в инжектор;
- управление фазами зажигания;
- регулировка времени впрыска топлива.
На рисунке ниже показана схема управления опережением зажигания, где A - зазор между металлической пластиной и зубьями синхронизатора.
Устройство
Чтобы изучить структуру датчика, достаточно открыть пластиковый корпус неисправного устройства. Вы видите индукционную катушку - магнитопровод (стальной сердечник) в обмотке, которая заканчивается внешней металлической пластиной. В отливках корпуса прибора обычно имеется одно или два отверстия с бронзовыми кольцами. Они используются для крепления болтов, крепящих устройство к крышке коленчатого вала.
Цилиндрическая часть полностью погружена внутрь корпуса, а выступ разъема остается снаружи. Распиновка устройства представляет собой три провода, один провод подает низкое напряжение на катушку, второй провод - '0'. Третий провод - это модифицированный токовый выход на ЭБУ.
Где находится
Водителям, желающим получить знания о конструкции своего автомобиля, следует выяснить, где расположен датчик коленчатого вала. ЭБУ автомобиля должен быть расположен рядом с вращающимся диском синхронизации коленчатого вала. Диск фиксируется соосно с болтом на конце коленчатого вала.
Расположение датчика:
Неисправности
Неисправность диска синхронизации коленчатого вала является симптомом неисправного датчика коленчатого вала. Водитель почувствует это сразу. Важно правильно диагностировать неисправность. Выход из строя бесконтактного датчика синхронизации коленчатого вала сопровождается следующими симптомами
- двигатель становится очень неустойчивым на холостом ходу и иногда даже глохнет;
- автомобиль не может быть немедленно запущен;
- двигатель начинает глохнуть и может заглохнуть;
- При резком нажатии на педаль акселератора двигатель начинает глохнуть, а клапаны начинают стрекотать;
- при диагностике сканером в мастерской неисправность датчика положения коленчатого вала вызывает появление ошибок PO338 и PO342.
- На приборной панели загорается надпись "Check engine".
Замена
Если диагностика показывает, что датчик неисправен, замените его новым. Эта операция не займет много времени в любой мастерской. Единственным недостатком является то, что иногда мастера могут назначать очень высокие цены за свою работу. Замена датчика самостоятельно сэкономит вам деньги и не доставит особых хлопот. Это может сказать вам любой водитель, который когда-либо менял их вручную. Расположение датчика доступно даже начинающему водителю. Эксперты советуют выполнить следующие действия.
Пошаговые инструкции по замене DPKV:
- Установите автомобиль на ровной поверхности, выключите зажигание и поставьте на ручной тормоз.
- Поднимите капот. Отсоедините нейтральную клемму от аккумулятора.
- Ослабьте крепежные винты и отведите защитный фартук в сторону.
- Отсоедините кабель от разъема датчика.
- Отверните крепление с помощью отвертки или гаечного ключа и извлеките датчик из гнезда.
- При установке нового устройства повторите все описанные выше действия в обратном порядке.
Проверка
Перед заменой DIC важно убедиться, что датчик действительно вышел из строя. Чтобы проверить его работоспособность, извлеките устройство и подсоедините к нему мультиметр. Испытание проводится следующим образом: установите измерительный прибор в режим омметра. Щуп мультиметра подключен к контактам BCI. Нормальное сопротивление будет в пределах 550-750 Ом. Переведите измерительный прибор в режим вольтметра. Поднесите металлический предмет к наконечнику датчика - мультиметр должен зафиксировать всплеск напряжения.
Если неисправность не обнаружена, проверьте целостность разъемов, кабеля и устраните причину неисправности. Если это не так, замените DPKV.
Если ДПКВ выйдет из строя в дороге, его можно легко отсоединить от кабеля, снять с крепления и заменить на новый блок, не обращаясь ни к кому за помощью.