Каждый датчик или сенсор, установленный на автомобиле, так или иначе влияет на работу ключевых компонентов и систем безопасности. Например, датчик холостого хода, установленный на двигателе Renault Logan, влияет на основные настройки подачи топлива. Другое название этого устройства - регулятор холостого хода (IAC).
На старых карбюраторных двигателях эту функцию выполнял регулировочный винт, который требовал ручной регулировки. В противном случае двигатель заглохнет или будет расходовать слишком много топлива.
Как работает датчик на современном инжекторном Рено Логан
Когда жалюзи дроссельной заслонки закрыты (педаль акселератора отпущена), воздух теоретически не поступает во впускной коллектор. В действительности это не так. В самой дроссельной заслонке имеются калиброванные отверстия или прорези, которые не позволяют создавать вакуум. В противном случае можно повредить прокладки впускного коллектора или головки блока цилиндров. Это происходит потому, что во время такта впуска поршни интенсивно всасывают воздух, а прокладка головки блока цилиндров достаточно герметична, чтобы создать мощную силу вакуума.
Однако отверстий в корпусе дроссельной заслонки недостаточно для получения топливно-воздушной смеси. Для того чтобы воздух обходил дроссельный узел, необходим дополнительный воздуховод. Это основная функция датчика холостого хода (IDS).
Упрощенная схема датчика управления холостым ходом Logan показана на следующем рисунке.
Из схемы видно, что при закрытой дроссельной заслонке поток воздуха из фильтра во впускной коллектор может проходить через обводной канал регулятора холостого хода.
Кроме того, при запуске двигателя этот байпас поддерживает нормальную работу, даже если педаль акселератора не нажата. Когда автомобиль останавливается с работающим двигателем, трансмиссия продолжает работать в обычном режиме холостого хода, т.е. обороты поддерживаются постоянными.
Чем отличается ДХХ от регулировочного винта на карбюраторе
После установки регулировочный винт не может сам изменить геометрию воздуховода при изменении внешних условий. В результате частота вращения двигателя зависит от степени прогрева. Датчик в двигателе с инжекторами управляется ЭБУ (электронным блоком управления) двигателя, который получает информацию в режиме реального времени от ряда других датчиков, таких как температура воздуха во впускном коллекторе и температура самого двигателя. В зависимости от этой информации ЭБУ с помощью шагового двигателя устанавливает предельные обороты холостого хода.
Информация: датчики холостого хода оснащены шаговым двигателем, который управляется импульсами. Поэтому недопустимо подключать 12-вольтовый источник питания для проверки датчика холостого хода. Двигатель может быть поврежден.
Как и любой механико-электронный компонент, регулятор холостого хода подвержен износу и может выйти из строя под воздействием внешних факторов.
Признаки неисправности:
- обороты холостого хода кратковременно падают при отпускании дроссельной заслонки;
- создается впечатление, что двигатель "рыскает" (из-за обогащенной топливной смеси);
- слышен необычный шум двигателя;
- увеличивается расход топлива, при отсутствии других неисправностей.
Автомобиль с неисправным датчиком холостого хода может ехать без высокой нагрузки и оборотов двигателя. Однако длительное использование в таком режиме крайне нежелательно. Необходимо отремонтировать или заменить датчик.
Где расположен ДХХ в Рено Логан
Чтобы добраться до узла, необходимо открутить декоративную крышку двигателя и снять дроссельный узел. Датчик расположен в корпусе дроссельной заслонки.
Перед снятием дроссельной заслонки необходимо отсоединить разъем клапана холостого хода. Сам узел крепится к пластиковому корпусу дроссельной заслонки двумя винтами, снятие простое.
Первичная диагностика
В первую очередь необходимо проверить целостность корпуса датчика и чистоту контактов разъема.
Если подозрение вызывает кабель управления, проверьте мультиметром провода: от разъема до входа ЭБУ двигателя.
Механически шток должен свободно перемещаться с небольшим усилием. Внутри стержня находится пружина, сопротивление которой можно почувствовать пальцами.
Если шток не двигается или двигается с заметным усилием, его можно почистить. Это можно сделать с помощью бензина или очистителя карбюратора, например, Carbcleaner.
После восстановления подвижности установите дроссельную заслонку и проверьте работу двигателя. Если симптомы сохраняются, приобретите и установите новое устройство.
Замена РХХ на Рено Логан
Процедура несложная, поэтому нет необходимости являться на службу. Предварительно необходимо отсоединить отрицательную клемму аккумулятора.
После того, как владелец заменил гидротрансформатор холостого хода, необходимо провести адаптацию:
- подключите батарею;
- включите зажигание, не запускайте двигатель в течение 20 секунд;
- Запустите двигатель и подождите 3 минуты, затем выключите его;
- процедура повторяется 5 раз.
Вот и все, автомобиль можно эксплуатировать в обычном режиме.