Важно: Перед подключением или отключением тестера Hi-Scan поверните ключ зажигания в положение OFF.
1 Поднимите автомобиль с помощью домкрата и подложите под автомобиль в указанных местах выдвижные (страховочные) стойки или установите испытательные колеса на тормозные направляющие испытательного стенда.
Шины автомобиля и поверхности барабана тормозного стенда должны быть сухими на протяжении всего испытания.
При проверке передних тормозов затяните стояночный тормоз, а при проверке задних тормозов заблокируйте передние колеса, применив противооткатные упоры. 2.
2. Опустите рычаг стояночного тормоза и проверьте сопротивление вращению (крутящий момент) на каждом колесе. Если вы используете тормозной стенд, запишите момент сопротивления вращению для каждого колеса.
3. поверните ключ зажигания в положение "OFF" и подключите тестер Hi-Scan или Hi-Scan (Pro).
4. убедитесь, что рычаг переключения передач (модели с механической коробкой передач) находится в нейтральном положении или рычаг селектора (модели с автоматической коробкой передач) находится в положении "N". Запустите двигатель.
Примечание: Если система ABS находится в аварийном режиме, проверку актуатора невозможно выполнить с помощью функции "Проверка актуатора" тестера Hi-Scan.
Принудительно активируйте гидравлический блок ABS (привод ABS) с помощью функции "Проверка привода" тестера Hi-Scan.
Проверка напряжения сигнала датчика частоты вращения колеса
1. поднимите автомобиль с помощью крана и отпустите стояночный тормоз. 2.
Отсоедините разъем привода ABS и произведите измерение у разъема со стороны жгута проводов.
Примечание: Убедитесь, что двойной замок разъема снят и что щуп вставлен со стороны жгута проводов (с другой стороны разъема). Подключение зонда непосредственно к контактам разъема может привести к неправильному или недостаточному контакту в разъеме.
3. поверните колесо со скоростью примерно 0,5-1 оборота в секунду и проверьте напряжение сигнала датчика с помощью мультиметра или осциллографа.
- Напряжение сигнала составляет 120 мВ или более (амплитуда сигнала при измерении с помощью осциллографа)
- Эквивалентная скорость автомобиля - 2,75 км/ч
Проверьте разъем блока управления (контакты для датчика колеса). 4.
4. если напряжение сигнала ниже указанных значений, причиной может быть одна из следующих неисправностей.
(a) Чрезмерный люфт между полюсным наконечником колесного датчика и зубом ротора датчика.
(b) Неисправен датчик скорости вращения колеса.
Источник
Три способа проверки датчика АБС
ABS, или антиблокировочная тормозная система, используется для предотвращения блокировки колес при экстренном торможении. Он состоит из электронного блока управления, гидравлического блока управления и датчиков для задних и передних колес. Основной функцией системы является поддержание управляемости автомобиля, обеспечение устойчивости и сокращение тормозного пути. Вот почему так важно поддерживать все компоненты системы в хорошем состоянии. Проверить датчик ABS можно самостоятельно, для этого необходимо знать, какой тип датчика установлен в вашем автомобиле, симптомы, указывающие на его неисправность, и как его проверить. Давайте рассмотрим все по очереди.
Типы датчиков АБС
В современных автомобилях наиболее распространены три типа датчиков ABS, это:
- пассивный тип - его основой является индукционная катушка;
- магнитный резонанс - работает за счет изменения прочности материалов под воздействием магнитного поля;
- активный - работает по принципу эффекта Холла.
Читайте также: Датчик высокой скорости передачи сигнала
Пассивные датчики начинают работать при начале движения и считывают информацию с зубчатого импульсного кольца. Металлический зуб, проходящий над устройством, создает в нем импульс тока, который передается в ЭБУ. Датчики активируются при скорости движения 5 км/ч. Грязь не влияет на их работу.
Активные датчики состоят из электронных компонентов и постоянного магнита, размещенного на ступице. Когда магнит проходит близко к устройству, создается разность потенциалов, которая формируется в управляющем сигнале интегральной схемы. Затем данные считываются с электронного блока управления. Такие датчики ABS встречаются очень редко и не подлежат ремонту.
Пассивный тип датчиков АБС
Простая и надежная конструкция, с длительным сроком службы. Не требует дополнительного источника питания. Он состоит из индукционной катушки, внутри которой находится магнит с металлическим сердечником.
При движении автомобиля металлические зубья ротора проходят через магнитное поле сердечника, изменяя его и генерируя переменные токи в катушке. Чем выше скорость автомобиля, тем выше частота и амплитуда тока. На основе полученных данных ЭБУ подает команды на электромагнитные клапаны. Преимуществами этого типа датчиков являются низкая стоимость и простота замены.
Недостатки пассивного датчика ABS:
- относительно большой размер;
- низкая точность данных;
- не включается при скорости ниже 5 км/ч;
- срабатывает при минимальной скорости вращения колеса.
Из-за постоянных неисправностей он редко устанавливается на современные автомобили.
Магниторезонансный датчик АБС
Их действие основано на способности изменять электрическое сопротивление ферромагнитного материала под воздействием постоянного магнитного поля. Часть датчика, отвечающая за отслеживание изменений, состоит из двух или четырех слоев железо-никелевых листов, на которых расположены проводники. Другая часть встроена в интегральную схему и считывает изменения сопротивления, создавая управляющий сигнал.
Ротор этой конструкции состоит из пластикового кольца с магнитными секциями и жестко закреплен на ступице колеса. При движении машины магнитные участки ротора взаимодействуют с магнитным полем пластин чувствительного элемента, что воспринимается системой. Генерируется импульсный сигнал, который передается на блок управления.
Магнитно-резонансный датчик ABS с высокой точностью определяет изменения вращения колес, повышая безопасность автомобиля.
На основе эффекта Холла
Его работа основана на эффекте Холла. На разных концах плоского проводника, помещенного в магнитное поле, создается поперечная разность потенциалов.
В датчиках этот проводник представляет собой квадратную металлическую пластину, помещенную в интегральную схему, которая содержит встроенную схему Холла и управляет электроникой. Датчик ABS расположен перед импульсным ротором. Ротор может быть цельнометаллическим с зубцами или представлять собой пластиковое кольцо с магнитными секциями, жестко закрепленное на ступице колеса.
В этом устройстве формы волны генерируются непрерывно на определенной частоте. В расслабленном состоянии частота минимальна. Во время движения металлические штыри или магнитные участки проходят через магнитное поле и вызывают изменение тока в датчике, которое контролируется и определяется схемой. На основе этих данных формируется сигнал, который передается в ЭБУ.
Датчики активируются сразу после запуска автомобиля, обладают высокой точностью и обеспечивают надежную работу систем.
Признаки и причины неисправностей датчика ABS
Одним из первых признаков неисправности ABS является загорание сигнальной лампы на приборной панели более чем на 6 секунд после включения зажигания. Или он включается после начала движения.
Читайте также: Синий 4-контактный датчик температуры
Причин отказа может быть много, перечислим наиболее распространенные:
- Обрыв проводов на датчике или неисправность в блоке управления. В таких случаях на приборной панели появляется ошибка, система отключается и нет сигнала для изменения угловой скорости.
- Неисправен датчик колеса. При включении система инициирует самодиагностику и обнаруживает ошибку, но продолжает работу. На контактах датчика может быть окисление, вызывающее плохой сигнал, или датчик ABS может иметь короткое замыкание или "провал" на землю.
- Механическая неисправность одного или нескольких компонентов: подшипник ступицы, люфт ротора на датчике и т.д. В таких случаях система не включится.
Наиболее уязвимым звеном во всей системе является датчик колеса, расположенный рядом с вращающейся ступицей и полувалом. Если он загрязнен или имеет люфт в подшипнике ступицы, это может привести к полной блокировке системы ABS. На неисправность датчика указывают следующие симптомы
- На бортовом компьютере появляется код ошибки ABS;
- отсутствие характерной вибрации или шума при нажатии на педаль тормоза;
- блокировка колес при экстренном торможении;
- сигнал стояночного тормоза появляется, когда стояночный тормоз выключен.
Если обнаружен один или несколько таких сигналов, первым шагом является диагностика датчика колеса.
Как провести диагностику системы ABS
Для получения полной и достоверной информации о состоянии всей системы диагностика должна проводиться с использованием специализированного оборудования. Для этого производитель предусматривает специальный штекер. После подключения включается зажигание и начинается проверка. Адаптер генерирует коды неисправностей, каждый из которых сигнализирует о выходе из строя определенного компонента или узла системы.
Хорошей моделью такого устройства является Scan Tool Pro Black Edition от корейского производителя. 32-битный чип позволяет диагностировать не только двигатель, но и все узлы и агрегаты автомобиля. Стоимость этого устройства относительно невысока.
Кроме того, диагностика может проводиться в сервисных мастерских и на станциях технического обслуживания. Однако даже в гараже, при наличии определенных знаний, выявить дефекты не составит труда. Вам понадобится следующий набор инструментов: паяльник, тестер, термоусадочная пленка, ремонт разъемов.
Испытание проводится в следующем порядке:
- рулевое колесо поднято;
- блок управления и выходы контроллера удалены;
- Ремонтные разъемы подключаются к датчикам;
- сопротивление измеряется с помощью мультиметра.
Полностью рабочий датчик ABS в состоянии покоя имеет сопротивление 1 кОм. Показания должны меняться при вращении колеса; если нет, датчик неисправен. Обратите внимание, что разные датчики имеют разные значения, поэтому важно проверить их перед началом работы.
Проверка датчика ABS мультиметром
Помимо самого устройства, необходимо найти описание модели датчика. Дальнейшая работа проводится в следующем порядке:
- Автомобиль устанавливается на плоскую, ровную поверхность, после чего его положение фиксируется.
- Снимается колесо, где необходимо проверить датчик ABS.
- Разъем отсоединяется и очищаются контакты как датчика, так и самого разъема.
- Провода и их соединения проверяются на наличие царапин, а также других признаков повреждения изоляции.
- Переключатель на мультиметре переключается в режим измерения сопротивления.
- Палочки тестера прикладываются к выходным контактам датчика, и снимается показание. В нормальных условиях на приборной панели должно отображаться число, указанное в паспорте датчика. Если эта информация отсутствует, нормальным считается показание от 0,5 до 2 кОм.
- Затем, не снимая штифтов, поверните колесо машины. Если датчик исправен, сопротивление будет меняться, и чем выше скорость, тем больше будет меняться сопротивление.
- Мультиметр перейдет в режим измерения напряжения, и будет произведено измерение.
- При скорости вращения колеса 1 оборот/сек. Показания должны быть в пределах от 0,25 до 0,5 вольт. Чем выше скорость, тем выше напряжение.
- Все датчики проверяются в том же порядке.
Читайте также: Датчик положения распредвала Nissan note
Кроме того, все провода соединены кольцом, чтобы исключить короткое замыкание.
Обратите внимание, что датчики на задней и передней осях отличаются по конструкции и значениям.
Функциональность датчика определяется данными, полученными в результате измерений:
- значение ниже нормы - датчик не функционирует;
- очень низкое или близкое к нулю значение сопротивления - катушка короткозамкнута;
- если провода согнуты, значение сопротивления изменяется - провода неисправны;
- значение сопротивления стремится к бесконечности: обрыв провода или сердечника в индукционной катушке.
Обратите внимание, что если во время диагностики показания сопротивления одного датчика ABS сильно отличаются от остальных, то этот датчик неисправен.
Прежде чем начать прозванивать провода в жгуте, выясните распиновку разъема блока управления. Затем отсоедините разъемы датчика и ЭБУ. Затем вы можете начать укладывать провода в жгуте в соответствии с распиновкой.
Проверка датчика ABS осциллографом
Осциллограф также может быть использован для определения характеристик датчиков ABS. Однако стоит отметить, что для этого потребуется определенный опыт. Если вы увлеченный радиолюбитель, это не покажется вам сложным, но у обычного обывателя может возникнуть ряд трудностей. Главным из них является стоимость устройства.
Такое устройство больше подходит для специалистов и мастеров в сервисных центрах и на станциях технического обслуживания. Однако если у вас есть такое устройство, оно станет хорошим помощником и поможет найти неисправности не только в системе ABS.
Осциллограф отображает электрический сигнал. Амплитуда и частота тока отображается на специальном экране, что позволяет получить точную информацию о работе того или иного компонента.
Поэтому проверка начинается так же, как и при использовании мультиметра. Только в месте подключения мультиметра подключается осциллограф. Далее последовательность действий следующая:
- подвешенное колесо вращается с частотой примерно 2 - 3 оборота в секунду;
- показания поворотного колеса регистрируются на дисплее прибора.
После установления целостности колеса следует немедленно проверить противоположную сторону оси. После сравнения показаний и на их основе делаются выводы:
- Если показания относительно стабильны - датчики исправны;
- отсутствие явления пропусков при более низкой настройке синусоидального сигнала указывает на нормальную работу датчика;
- стабильная амплитуда с пиками, не превышающими 0,5 В при указанных выше скоростях, указывает на целостность датчика.
Проверка без приборов
Датчики ABS также могут быть проверены с помощью магнитного поля. Возьмите любой железный предмет и поместите его в корпус датчика. Его следует снимать при включенном зажигании.
Кроме того, следует внимательно осмотреть сам датчик и место его установки на предмет повреждений. Кабель не должен иметь царапин, зазубрин, дефектов изоляции и т.д. Разъем датчика не должен иметь окисления.
Обратите внимание, что грязь и окисление могут искажать сигнал датчика.
Вывод
Для диагностики датчиков ABS не обязательно обращаться в мастерскую, вы можете сделать это самостоятельно, если у вас есть необходимые инструменты. Однако, чтобы получить полную картину, необходимы соответствующие знания и немного свободного времени.